Виновных в сносе ВНИИБ не хотят наказывать. Фракция «Яблоко» обращается в МВД и прокуратуру

Несмотря на нарушение закона о запрете сноса объектов с признаками культурного наследия, привлечь виновных к предусмотренной законом административной ответственности якобы невозможно.   

Заместитель руководителя фракции «Яблоко» в Законодательном собрании Санкт-Петербурга Ольга Штанникова получила ответ председателя Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) Алексея Михайлова на депутатское обращение о мерах реагирования на снос здания бывшего Всесоюзного научно-исследовательского института целлюлозно-бумажной промышленности (ВНИИБ). 

Снос здания начался 8 января 2026 года и сопровождался задержаниями градозащитников, пытавшихся воспрепятствовать работам. Несмотря на то, что в конце декабря 2025 года в КГИОП поступило очередное заявление о включении здания в единый государственный реестр объектов культурного наследия, что в соответствии с законодательством придало объекту статус обладающего признаками ОКН и наложило запрет на его снос до завершения экспертизы и принятия решения, демонтаж был проведен.

В официальном ответе КГИОП подтверждается:

— Здание ВНИИБ не обладает статусом объекта культурного наследия. В 2021 году по результатам государственной историко-культурной экспертизы, проведенной аттестованным экспертом Минкультуры РФ, было вынесено отрицательное заключение о включении объекта в реестр.

— Последнее заявление о включении в реестр поступило в конце декабря 2025 года, в связи с чем собственник был уведомлен о запрете производить работы, способные привести к утрате признаков объекта культурного наследия.

— КГИОП оперативно направил заявление в УМВД России по Выборгскому району о пресечении правонарушения, а также предостережения собственнику и управляющей компании.

-Однако возбуждение дела об административном правонарушении с учетом ограничения, предусмотренного частью 3.1 статьи 28.1 КоАП РФ, возможно только при наличии достоверной информации о причинении вреда именно объектам культурного наследия (в соответствии с Федеральным законом № 248-ФЗ).

— Поскольку здание не является объектом культурного наследия, основания для проведения контрольного (надзорного) мероприятия и привлечения собственника здания к административной ответственности отсутствуют.

Таким образом, несмотря на явное нарушение требований законодательства об охране объектов, обладающих признаками культурного наследия, формально привлечь собственника и исполнителей работ к ответственности в рамках административного производства КГИОП якобы не имеет возможности.

«Получается парадоксальная ситуация: закон нарушен, снос произведен в период действия запрета, полицию и КГИОП проинформировали, но по действующим нормам надзорные органы не могут применить меры ответственности. Это классический случай, когда „Деточкин виноват, но он… не виноват“», — прокомментировала Ольга Штанникова.

Поскольку здание ВНИИБ на момент сноса находилось под охраной государства, его уничтожение подпадает под диспозицию части 1 статьи 243 Уголовного кодекса Российской Федерации. 

Однако, на обращение Петербургского «Яблока» с требованием возбудить уголовное дело уже более месяца нет ответа по существу. При том по закону, решение по обращению «яблочников» должны были принять не позднее чем через 30 дней.

В связи с этим, фракция «Яблоко» направляет обращения в полицию – об ускорении проверки, и в прокуратуру – с требованием обеспечить соблюдение сроков проверки.

Напомним, что кандидат в члены «Яблока» Роман Асташкевич, выступавший против незаконного уничтожения исторического здания ВНИИБ, был арестован на 7 суток.

Несмотря на присутствие полиции, местных жителей и градозащитников избивали неизвестные молодые люди крепкого телосложения. В частности, был избит кандидат в члены партии Андрей Швая. 

Снос заказала группа компаний ФСК, которой принадлежит ООО «СЗ „2-й Муринский“», а осуществляла ГК «Прайд», ранее участвовавшая в уничтожении легендарного здания СКК и Манежа лейб-гвардии Финляндского полка (здание 1854 года постройки).