
В Санкт-Петербурге приближаются выборы депутатов городского парламента. И власть готовится к ним. Как умеет, невзирая на закон и здравый смысл.
Санкт-Петербургская избирательная комиссия на этой неделе утвердила новую схему границ одномандатных избирательных округов для грядущих выборов, принципиально перекроив предыдущую. Окончательно ее должно утвердить Законодательное Собрание.
Очевидно, что перенарезка избирательных округов вызвана не столько демографическими (изменение численности проживающих), сколько политическими причинами. Так уже было в 2016 году, когда из избирательного округа № 2 (где собирался баллотироваться Борис Вишневский) «вырезали» и передали в другой округ территории, жители которых активно поддерживали «ЯБЛОКО».
Обстоятельства подготовки нынешней схемы позволяют предположить, что она создавалась в интересах будущих кандидатов, во всем разделяющих позицию партии «Единая Россия» и опирающихся на административный ресурс. Оппозиционным же политикам, заручившимся поддержкой избирателей на территориях, теперь будет сложнее.
Удивляет, что проект заранее не был опубликован и не обсуждался с членами Санкт-Петербургской избирательной комиссии, которые, казалось бы, и должны быть ее составителями. Вместо этого готовая схема еще 6 ноября была представлена некоему «Экспертному клубу», в заседании которого принимали участие видные единороссы и близкие к ним политтехнологи. Председатель Горизбиркома Максим Мейксин заявил, что схему не опубликовали потому, что это «профессиональная история». Но если это «профессиональная история», то почему член Горизбиркома от «ЯБЛОКА» Павел Шапчиц, запросивший в комиссии проект схемы еще 10 ноября, получил его только накануне заседания?

На фото: Пример схемы, разработанный «Наблюдателями Петербурга», в котором соблюдены оба требования закона: не превышен более чем на 10% средний норматив представительства и не разрезаны территории муниципальных образований.
Что можно сказать о новой нарезке избирательных округов по существу?
1) Новая нарезка одномандатных избирательных округов повторяет ошибку, допущенную в 2016 году при составлении действующей пока схемы, когда в угоду политическим интересам конкретных кандидатур округа нарезались с дроблением муниципальных образований на части. В избирательные округа объединены совершенно разные территории. Например, избирательный округ № 15 включает часть муниципалитета «Смольнинское» Центрального района Санкт-Петербурга и муниципалитет «Народный» в Невском районе. Избирательный округ № 2 охватывает муниципальные образования трех районов города: Волковское (Фрунзенский район), Владимирский округ и округ № 78 (Центральный район), а из Адмиралтейского района – Семеновский округ и небольшой кусочек округа Адмиралтейский.
Муниципальные округа Константиновское, Ульянка, Юго-Запад, Лиговка-Ямская, Адмиралтейский округ, Полюстрово, Озеро Долгое, Юнтолово, пос. Шушары оказались разделенными между двумя избирательными округами, а Смольнинское между тремя – как бы в отместку за высокий результат «ЯБЛОКА» на муниципальных выборах 2019 года и выборах в Законодательное Собрание 2021 года.
2) Новая «география» избирательных округов явно противоречит интересам избирателей. Те из них, кто хотел бы поддержать хорошо работающего депутата на новых выборах, могут лишиться этой возможности, потому что их территорию передали в другой округ. А вновь избранным депутатам будет сложно представлять в городском парламенте интересы жителей округа, в который одновременно включены территории центральной части города и его окраин. Есть проблемы, которые свойственны одним городским районам и несвойственны другим, например – комплексное развитие территорий, организация платных парковок, расселение коммунальных квартир, сохранение «зеленых» зон. И как депутат, избранный от такого округа, должен голосовать по соответствующим вопросам?
3) Горизбирком ссылается на требования Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав…», установившего, что максимальное отклонение численности избирателей в округе не должно превышать 10 % от ее среднего значения (для Санкт-Петербурга это 157,6 тыс. человек). Однако в горизбиркомовском проекте схемы отклонение числа избирателей от среднего в отдельных округах достигает 15-16% (как, например, в избирательных округах №№ 2 и 20).
Расчеты организации «Наблюдатели Петербурга» показывают, что можно предложить такие схемы избирательных округов, в которых и отклонение от среднего представительства в каждом округе не превышает 10%, и ни одно из 111 муниципальных образований Санкт-Петербурга не будет разделено между округами. При этом можно найти удобные и понятные конфигурации избирательных округов, максимально приближенные к границам районов. Была бы политическая воля.
Однако политическая воля власти совершено иная: облегчить жизнь «своим» кандидатам и усложнить «чужим». То есть, оппозиционным.
Манипулятивная практика дробления оппозиционного, протестного электората между разными избирательными округами известна с начала XIX века и носит название «джерримендеринг». Это название «прославило» губернатора американского штата Массачусетс Элбриджа Джерри, подписавшего в 1812 году законопроект о перекройке границ избирательных округов, чтобы придать политическое преимущество своей партии.
Жаль, что неизвестно кем подготовленный проект схемы избирательных округов до ее утверждения не обсуждался ни с жителями, ни с политическими партиями – участниками выборов.
Мы в очередной раз видим, как игнорирование общественного мнения порождает решения, противоречащие общественным интересам.
Фракция «ЯБЛОКО» в Законодательном Собрании – единственная, кто критикует предложенную схему округов. Все остальные фракции с ней вполне согласны.
«ЯБЛОКО» призывает к дальнейшей вдумчивой работе над схемой избирательных округов.