О проекте бюджета Санкт-Петербурга на 2014 год (третье чтение)

19.11.2013

Перед третьим, заключительным чтением проекта Закона Санкт-Петербурга «О бюджете Санкт-Петербурга на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» фракция «ЯБЛОКО» заявляет, что считает неэффективным процесс его рассмотрения и принятия в Законодательном собрании. Фракция «ЯБЛОКО» не считает возможным поддержать проект Закона Санкт-Петербурга «О бюджете Санкт-Петербурга на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» в целом.

Во-первых, проект бюджета не способствует решению основных стратегических проблем города, таких, как ухудшение структуры экономики города, крайне неудовлетворительный уровень жилищно-коммунального хозяйства, недовольство горожан качеством жизни в городе.

Во-вторых, как обычно, процедура подачи и утверждения поправок является неприемлемой. Все попытки депутатов и фракций исправить проект бюджета с помощью поправок были отвергнуты. Обоснованность двух принятых поправок – поправки Губернатора и поправки БФК – вызывает большое сомнение. Поправка Губернатора увеличивает дефицит бюджета почти в 1,5 раза. Поправка БФК предлагает использовать средства резервного фонда Правительства Санкт-Петербурга, предназначенного для «проведения аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций» на проведение фестивалей, конкурсов и праздничных мероприятий.

В результате отказа от содержательного рассмотрения бюджета его качество остается неудовлетворительным.

Проект бюджета в формате доступном для анализа, был внесен в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга 7 октября 2013 г. и предусматривал:

- рост государственного долга с 2013 г. по 2017 г. в 12 раз. Впервые за последние 10 лет проектом бюджета предусмотрено привлечение средств в рублях по краткосрочным кредитам кредитных организаций для покрытия возможных временных кассовых разрывов – ежегодно в сумме 5 млрд рублей, что означает, что город испытывает значительные финансовые сложности, о преодолении которых в проекте и пояснениях к нему ничего не говорится;

- снижение расходов на «Национальную экономику» на 6 млрд руб. Более всего в данном разделе пострадало «Дорожное хозяйство», расходы на которое снижены по сравнению с прошлым годом на 16 млрд руб. (т.е. практически на четверть – 25,8%);

- снижение расходов на «Жилищно-коммунальное хозяйство» на 7 млрд руб. Более всего в данном разделе пострадало «Жилищное хозяйство», расходы на которое снижены по сравнению с прошлым годом на 9 млрд руб. (т.е. более, чем на треть – 35,9%);

- систематическое недофинансирование принятых на себя расходных обязательств, на что неоднократно указывала Контрольно-счетная палата Санкт-Петербурга в своих заключениях:

  • расходы на реализацию целевой программы Санкт-Петербурга «Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге» на 2014 г. запланированы Жилищному комитету в объеме 2,5 млрд рублей, что на 7,461 млрд рублей или на 74,9% меньше объема финансирования, предусмотренного Законом Санкт-Петербурга от 02.11.2007 № 513-101;
  • расходы на реализацию целевой программы Санкт-Петербурга «Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге» запланированы Жилищному комитету на 2014 г. в размере 600 млн руб., что на 300 млн рублей или на 33,3% меньше объема финансирования, предусмотренного нормативным правовым актом;
  • расходы на реализацию целевой программы Санкт-Петербурга «Молодежи – доступное жилье», запланированы Комитету по управлению городским имуществом в размере 400 млн руб., что на 72,5% меньше необходимого объема;
  • расходы на реализацию целевой программы «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности в системе теплоснабжения Санкт-Петербурга при реконструкции тепловых сетей с применением коррозионностойких теплоизоляционных труб на период до 2017 года» запланированы в размере 200 млн руб., что на 78,4% меньше объема финансирования, предусмотренного нормативным правовым актом. Более того, расчеты и обоснования по указанной целевой статье не представлены, в связи с чем определить конкретные мероприятия, которые будут проведены в рамках программы в объемах выделенных бюджетных ассигнований, не представляется возможным.

Бюджет на 2014-2016 гг. свидетельствует о том, что до настоящего времени у города так и нет стратегии социально-экономического развития. Проект Стратегии-2030 мало чем отличается от предыдущих стратегий и концепций, от которых уже отказалась городская власть. Он лишь чуть лучше, чем прежде, имитирует такие документы. Об этом также свидетельствуют оценки независимых экспертов и СМИ. Поставленные цели утопичны и не согласуются с предлагаемыми проектами, предыдущими концептуальными документами и текущими программами, и проектом бюджета.  Все вместе это не отражает и не решает реальных проблем жителей города. Власть живет своей жизнью, а горожане – своей.

Кроме того, низкий уровень подготовленности проекта бюджета главными распорядителями (комитетами) приводит к тому, что в проект бюджета включаются многомиллиардные расходы в отсутствие соответствующих расчетов и обоснований, нормативных правовых актов, решения высшего исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга, разработанной, прошедшей экспертизу и утвержденной проектной документации.

Как и в предыдущие годы сохраняется низкое исполнение бюджета текущего года. По состоянию на 1 ноября 2013 г. уровень исполнения Адресной инвестиционной программы (АИП) составляет лишь 42,9% (т.е. менее половины). Объекты АИП на сумму более 7 млрд руб. имеют нулевое исполнение (т.е. никакая работа даже не начиналась), причем большая часть этих объектов – социальные.

В целом, учитывая серьезные и принципиальные недостатки проекта закона Санкт-Петербурга «О бюджете Санкт-Петербурга на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», фракция «ЯБЛОКО» не поддерживает принятие проекта закона Санкт-Петербурга «О бюджете Санкт-Петербурга на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов».

Руководитель фракции «ЯБЛОКО»

Г. А. Явлинский

Вконтакте: