О проекте бюджете Санкт-Петербурга на 2014 год (второе чтение)

13.11.2013

В заявлении перед принятием проекта закона Санкт-Петербурга «О бюджете Санкт-Петербурга на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов» в первом чтении фракция «Яблоко» указывала, что предложенный губернатором главный финансовый документ не способствует решению основных стратегических проблем города, таких как, старение населения, ухудшение структуры экономики города, крайне неудовлетворительный уровень жилищно-коммунального хозяйства, низкая удовлетворенность горожан качеством жизни в городе.

В условиях нарастания дефицита бюджета и госдолга логичным было бы ожидать, что администрация города произведет рационализацию структуры расходов, повысит их эффективность и обоснованность. Анализ показывает, что этого не было сделано. По сравнению с прошлым годом госдолг возрастает почти в четыре раза, а в результате поправки Губернатора дефицит возрастет почти в 1,5 раза.

При общем росте расходов бюджета на 17 млрд руб., расходы по важнейшим стратегическим разделам таким, как например, «Национальная экономика», администрация города намерена сократить по сравнению с прошлым годом на 5 млрд руб. до 106 млрд руб. По сравнению с прошлым годом также более чем на 1,5 млрд руб. уменьшаются расходы на ремонт автомобильных дорог, а кроме того, на 500 млн руб. сокращаются субсидии на их содержание. Расходы по разделу «Жилищно- коммунальное хозяйство» сократились по сравнению с прошлым годом на 7 млрд руб. (с 67 до 60 млрд руб.), и это на фоне общепризнанных проблем ЖКХ.

Детальный анализ показан, что в проект бюджета включены расходы, не подкрепленные соответствующими нормативными документами, решениями органов исполнительной власти, утвержденной проектно-сметной документацией. Таких объектов без обоснований включено в Адресную инвестиционную программу 2014 года на общую сумму более 30 млрд руб., а по данным Контрольно-счетной палаты необоснованная и документально не подтвержденная финансовая потребность Комитета по энергетике и инженерному обеспечению запланирована в размере 15 млрд. руб.

Можно привести и примеры из социальной сферы. В проекте бюджета на 2014 год расходы на предоставление жилых помещений многодетным семьям, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, снизились более чем в два раза по сравнению с 2013 года: с 5,2 млрд руб. до 2 млрд руб. Поправкой Губернатора к этой сумме добавляется еще 1 млрд руб., что лишь ненамного улучшает ситуацию.

Таким образом, можно сказать, что вместо совершенствования структуры бюджета и повышения эффективности расходов, весь смысл деятельности Законодательного Собрания по рассмотрению бюджета во втором чтении, как и в предыдущие годы, свелся к принятию поправки Губернатора (без обсуждения) и так называемой «поправки БФК». «Поправка БФК», как и ранее, является анонимной (составляется на основе предложений депутатов, чье авторство в привязке к конкретным предложениям неизвестно), не подкреплена никакими расчетами и обоснованиями и появилась уже после срока, отведенного на поправки для второго чтения.

«Поправка БФК», т.е. поправка группы анонимных депутатов, предлагает потратить 4,365 млрд руб., в частности, на проведение фестивалей, конкурсов и праздничных мероприятий, а также направить немалые финансовые средства некоторым некоммерческим организациям «на возмещение затрат по реализации социальных заказов и выполнению общественно-полезных программ», увеличив тем самым размер уже заложенных в проекте бюджета субсидий на эти цели в десять (!) раз. При этом анализ показывает, что, как правило, эти некоммерческие организации, в том числе фонды, не ведут открытой публичной деятельности, и расходование этих средств остается сомнительным и непрозрачным.

Откуда предполагается взять средства на «поправку БФК»? В качестве источника БФК предлагает использовать 3,852 млрд руб. из резервного фонда Правительства Санкт-Петербурга, который согласно ст. 81 Бюджетного Кодекса РФ предназначен на «проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций». Фракция «Яблоко» считает это неприемлемым.

Мы полагаем, что раз за разом повторяющееся согласие администрации города на распределение частью депутатов финансовых ресурсов бюджета в некоммерческие организации по их выбору в обмен на безусловное голосование за бюджет является абсолютно неприемлемым коррупциогенным проявлением.

Подобный подход к бюджетному процессу не позволяет решать насущные задачи города. Так, фракция «Яблоко» считает, что при профессиональном подходе к планированию расходования бюджетных средств есть, например, реальная возможность социальной поддержки многодетных семей, увеличения, в частности, пособия на инвалидов с детства (это люди, достигшие возраста 18 лет, которые с детства являются инвалидами) с 4 734 руб. до уровня пособия ребенка-инвалида - 10 670 руб. Необходимость такого увеличения объясняется тем, что по достижении 18 лет дети-инвалиды становятся инвалидами с детства I группы. К сожалению, такие дети не выздоравливают, не могут работать и обеспечить себя материально по состоянию здоровья. Уход за ними с достижением совершеннолетия не облегчается, а становится еще более тяжелым.

Фракция «Яблоко» считает бы целесообразным перенаправить часть необоснованно включенных в проект бюджета средств на увеличение расходов по обеспечению жильем многодетных семей хотя бы до уровня прошлого года, а также на увеличение пособий инвалидам с детства до уровня пособия детям-инвалидам, т.е. с 4 734 руб. до 10 670 руб.

Фракция «Яблоко» считает, что недопустимо расходовать бюджетные средства в объеме более 5 млрд рублей на строительство стадиона, на котором будет проведен один матч чемпионата мира по футболу (после чего стадион будет передан ФК «Зенит», принадлежащему крупнейшей российской компании «Газпром») - при том, что в бюджете якобы «не хватает средств» на капитальный ремонт жилого фонда и расселение коммунальных квартир.

Мы считаем, что, отказываясь от этих и ряда других аналогичных предложений, Законодательное Собрание Санкт-Петербурга не исполняет своих прямых обязательств перед гражданами города.

Как и в прошлые годы, ко второму чтению подал свою поправку Губернатор Санкт-Петербурга. Необходимость такой поправки, согласно объяснениям представителей администрации, вызвана поступлением уже после первого чтения средств федерального бюджета. Однако, Губернатор предлагает увеличить расходы и дефицит на 7,8 млрд руб. сверх поступивших из федерального бюджета средств. В условиях быстрого нарастания планового дефицита бюджета такой подход не является обоснованным.

Мы видим, что бюджетный процесс в Санкт-Петербурге продолжает оставаться непрозрачным и профессионально неудовлетворительным, что неприемлемо для такого города как Санкт-Петербург.

В целом, учитывая серьезные и принципиальные недостатки проекта закона Санкт-Петербурга «О бюджете Санкт-Петербурга на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», фракция «ЯБЛОКО» не поддерживает принятие проекта закона Санкт-Петербурга «О бюджете Санкт-Петербурга на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» во втором чтении.

Руководитель фракции «ЯБЛОКО»

Г. А. Явлинский

Вконтакте: