О проекте бюджета Санкт-Петербурга на 2014 год (первое чтение)

23.10.2013

Рассмотрев проект закона Санкт-Петербурга «О бюджете Санкт-Петербурга на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов», фракция «ЯБЛОКО» отмечает, что он принципиально ничем не отличается от бюджетов прошлых лет. Тот факт, что структура расходов по годам «существенно не меняется», подтверждается и заключением Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга на проект бюджета. Соответственно, не меняются и принципиальные недостатки бюджета, которые мы отмечали уже неоднократно.

Как и раньше, Правительство города много говорит о социальной направленности бюджета. И произносит все те же ритуальные фразы, которые мы слышим каждый год: «Бюджет Санкт-Петербурга на 2014 год остается социально направленным. Предусмотрен опережающий рост расходов на выполнение социальных обязательств города». «Социальная направленность» бюджета главным образом объясняется необходимостью исполнения указов Президента России от 7 мая 2012 года (принятых в день инаугурации В.В. Путина).

Однако главной проблемой и недостатком бюджета Санкт-Петербурга является то, что по-прежнему у города нет никакой проработанной и обоснованной стратегии социально-экономического развития. Это неизбежно приводит к тому, что бюджет лишь частично решает некоторые сугубо текущие проблемы города.

В 2012 году Контрольно-счетная палата (КСП) Санкт-Петербурга констатировала: «Программа социально-экономического развития Санкт-Петербурга на момент внесения проекта закона о бюджете Губернатором Санкт-Петербурга в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга не внесена, в связи с чем оценить главную цель социально-экономического развития Санкт-Петербурга, цели и целевые ориентиры, а также пути их достижения на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов не представляется возможным».

В этом году все ровно то же самое: в заключении КСП констатируется, что «в Санкт-Петербурге отсутствует стратегия социально-экономического развития, определяющая цели, приоритеты социально-экономической политики и задачи социально-экономического развития в долгосрочной перспективе». Поэтому, – как и раньше, – оценить экономическую обоснованность бюджетных показателей, их эффективность и целесообразность не представляется возможным.

При этом многие наиболее острые проблемы города основные стратегические проблемы, стоящие перед городом, от которых зависит судьба Санкт-Петербурга, не находят соответствующего отражения в бюджете.

Ухудшение демографических характеристик

Население города стареет (уже сейчас число пенсионеров в Петербурге вдвое превышает численность детей до 16 лет), что ведет к галопирующему росту социальных обязательств.

Доля лиц старше трудоспособного возраста в Санкт-Петербурге

Рис. 1. Источник: Росстат

Отток квалифицированных кадров: образовательный уровень населения Санкт-Петербурга значительно выше потребностей рынка труда, где непропорционально высока доля низкоквалифицированного сегмента.

В результате в условиях недостаточно благоприятного бизнес-климата, непривлекательных условий труда и качества жизни молодых специалистов происходит утечка наиболее мобильных и квалифицированных молодых специалистов вместе с их предпринимательскими проектами.

Сохранение сложившихся демографических тенденций приведет к тому, что к 2026 г. доля населения пенсионного возраста достигнет 30%, а с учетом детей и групп недееспособных соотношение трудоспособного и нетрудоспособного населения будет составлять 1:1.

Налицо «отток лучших»: миграционный прирост в Санкт-Петербурге – один из самых высоких в стране, в 2 раза выше, чем в Москве. В 2011 г. составил 119 чел. на 10 тыс. населения (в Москве – 51 чел., в среднем по России – 22 чел. на 10 тыс. населения).

Миграционный прирост, тыс. чел.

Рис. 2. Источник: Росстат

Примитивизация внешней миграции: в структуре занятости прибывающих в Санкт-Петербург иностранных работников преобладают строительство, ЖКХ и транспорт, т.е. в основном прибывает низкоквалифицированная рабочая сила. При этом самые крупные из инвестиционных проектов города – государственные стройки: (Западный скоростной диаметр, футбольный стадион, создание Северо-Западного регионального центра концерна ПВО «АлмазАнтей», Лахта-центр).

Структура заявки на квоту по СПб на 2014 год по странам исхода, чел.

Рис. 3. Источник: Комитет по труду и занятости Санкт-Петербурга

Приток в город большого числа неквалифицированных мигрантов обеспечивает масштабные строительные проекты Санкт-Петербурга рабочей силой, но при этом формирует дополнительную нагрузку на инфраструктуру и создает множество социальных проблем. Как показало исследование, проведенное Комитетом по труду и занятости Санкт-Петербурга (и это только официальные данные), каждый четвертый иностранный мигрант планирует остаться жить в нашем городе, получив российское гражданство.

Уровень относительной бедности в последние годы не снижается, несмотря на все расходы, заложенные в бюджет, и его социальную направленность. Численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума колеблется в пределах 9 – 11%.

Экономические проблемы

Доля торговли и аренды недвижимости в валовом региональном продукте (ВРП) Санкт-Петербурга составляет около 40%, т.е. экономика города в основном растет за счет третичного сектора – торговли и услуг. В текущих ценах этот сектор ВРП растет значительно быстрее, чем все остальные отрасли. Образование и здравоохранение, вместе взятые, составляют менее 9% ВРП. При этом Санкт-Петербург бьет рекорды по объему ввода торговых площадей и по обеспеченности торговыми центрами на тысячу жителей выходит в лидеры по России.

Валовой региональный продукт в текущих ценах, млн руб.

Рис. 4. Источник: Петростат

В рейтинге возможности ведения бизнеса Всемирного Банка в 2012 г. Санкт-Петербург занимает 22 место. Результаты неблестящие, так как всего в рейтинге участвуют всего 30 городов.

Многие годы говорится о росте иностранных инвестиций. Однако, анализ показывает, что львиную долю иностранных инвестиций представляют собой кредиты, которые рано или поздно придется отдавать. При этом доля взносов в уставный капитал предприятий падает: в 2011 г. она достигала 8% иностранных инвестиций, а в 2012 г. – лишь 3 %.

Иностранные инвестиции, млн долл. США

Рис. 5. Источник: Петростат

Объемы жилищного строительства в 2012-м году резко снизились. При этом, если плотность застройки т.н. «хрущевок» составляла 6 500 м2/га, «брежневок» 9 500 м2/га, то плотность застройки современных проектов составляет 25 600 м2/га, что делает новые проекты массовой жилой застройки гораздо менее конкурентоспособными в будущем, чем даже проекты советского массового строительства.

Строительство жилых домов

Рис. 6. Источник: Петростат

* * *

В случае принятия проекта закона Санкт-Петербурга «О бюджете Санкт-Петербурга на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов», в самом лучшем случае все останется как есть. А именно: старение населения и замещение его мигрантами, торговля как основная составляющая экономики, стагнация бизнеса, отсутствие инноваций, современных производств.

С нашей же точки зрения, бюджет должен быть эффективным инструментом решения наиболее острых проблем города: ЖКХ, улучшение качества дорог, здравоохранения и образования.

Ничего этого мы в представленном бюджете не видим. А потом, когда он не будет исполняться (так же, как и раньше), и никто (как и раньше) не понесет за это ответственности, и не будет (как и раньше) сделано никаких принципиальных, системных улучшений, выяснится (как и раньше), что осуществляемая Администрацией города Санкт-Петербурга бюджетная политика не улучшает качество жизни в городе.

Поэтому фракция «ЯБЛОКО» будет голосовать против проекта закона Санкт-Петербурга «О бюджете Санкт-Петербурга на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов» в первом чтении.

Фракция «ЯБЛОКО» будет настаивать на существенном изменении теории и практики бюджетного процесса в Санкт-Петербурге.

Руководитель фракции «ЯБЛОКО»

Г. А. Явлинский

Вконтакте: