Об исполнении бюджета Санкт-Петербурга за 2012 год

19.06.2013

Фракция «ЯБЛОКО» призывает депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга отклонить проект закона «Об исполнении бюджета Санкт-Петербурга за 2012 год» в связи с системными недостатками бюджетного процесса, на которые указывала в течение всего бюджетного года фракция «Яблоко» и которые полностью подтвердила в своем заключении Контрольно-счетная палата.

Представленные депутатам материалы сводятся исключительно к многостраничным таблицам соответствующих показателей исполнения доходной и расходной части бюджета. К ним приложена пояснительная записка объемом в половину машинописного листа. В ней не дается никаких объяснений причин столь низкого исполнения бюджета (худшего за последние годы: расходы бюджета исполнены на 87.6%, а Адресная инвестиционная программа – на 63.5%), не приводится никакого анализа, не сделано никаких выводов, и не предложено никаких мер, которые бы позволили в будущем предотвратить такое положение дел.

При этом по данным Контрольно-счетной палаты, в 2012 году по 37 целевым статьям расходные обязательства Санкт-Петербурга на общую сумму 4.36 млрд. рублей были вообще не исполнены и не перераспределены в ходе исполнения бюджета на другие целевые статьи расходов.

Среди расходов с наиболее низким уровнем исполнения:

расходы на реализацию закона Санкт-Петербурга «О материнском (семейном) капитале в Санкт-Петербурге" (250 млн. рублей) выполнены всего на 0.3%.

на создание автостоянок, в том числе социальных и перехватывающих (182 млн. рублей) – на 4%

на обеспечение безопасности в метрополитене (660 млн. рублей) – на 12%

на обеспечение граждан дорогостоящими лекарствами для лечения редких заболеваний (107 млн. рублей) – на 14.5%

на капитальные вложения по обеспечению пожарной безопасности (233 млн. рублей) – на 31%

на капитальные вложения по отрасли «Здравоохранение» (7 млрд. рублей) – на 34%

на капитальные вложения по отрасли «Коммунальное хозяйство» (863 млн. рублей) – на 40.4%

на капитальные вложения по отрасли «Дошкольное образование» (3.1 млрд. рублей) – на 46%

на капитальные вложения по отрасли «Социальная политика» (1.2 млрд. рублей) – на 46.8%

на капитальные вложения по отрасли «Образование» (34 млрд. рублей) – на 50%.

По целому ряду объектов, проектирование и строительство которых должно было вестись в рамках АИП, отмечен «нулевой» процент исполнения.

Среди них – строительство продолжения Софийской улицы, подъездных дорог к промзоне «Шушары», проезда по южному берегу Обводного канала, строительство детских садов в Приморском районе, поликлиник в Приморском и Невском районах, крытых катков в Приморском, Калининском, Красносельском районах, проектирование и строительство систем водоснабжения и водоотведения и котельных в Петродворцовом, Выборгском, Василеостровском и других районах.

Следует отметить, что, не будучи способным исполнить бюджет города на огромную сумму в 53 млрд. рублей, Правительство Санкт-Петербурга неизменно отказывается поддерживать поправки депутатов, направленные на увеличение финансирования расходов на капитальный ремонт жилого фонда, расселение коммунальных квартир, продление времени работы метрополитена, лечение детей с онкогематологическими заболеваниями, обеспечение школьников учебниками, помощь детским садам корректирующего типа, выделение сиделок для одиноких инвалидов и ветеранов войны.

Говоря о причинах серьезнейшего неисполнения бюджета, представители Правительства города объясняют случившееся «поздним проведением конкурсов» и «вовремя не подготовленной проектной документацией» на возведение соответствующих объектов. Однако, депутатам не дается никаких объяснений того, как же тогда соответствующие расходы попали в бюджет.

Мы считаем, что это происходит вследствие непрофессионализма и безразличия чиновников при сознательном попустительстве парламентского большинства, которое сперва закрывает глаза на неудовлетворительную подготовку бюджета, а сейчас, как мы уже понимаем, несмотря ни на что, готово принять отчет о его исполнении. Для него вполне достаточно того факта, что пресловутая «поправка БФК», где собраны предложения депутатов из парламентского большинства, голосовавшего за бюджет, исполнена практически на 100%.

Фракция «ЯБЛОКО» многократно заявляла, что «поправка БФК» - это пример политической коррупции, форма сговора между исправно голосующими за бюджет депутатами и исполнительной властью. За возможность анонимно исходя из своих интересов распределить определенный процент бюджета (от 0.5% до 1%), депутаты отказываются от предметного рассмотрения остальных 99% расходов. В данном же случае за обещание исполнения поданных ими поправок (сведенных в коллективную безымянную «поправку БФК») депутаты соглашаются "не замечать" серьезные негативные проблемы бюджета и его неисполнение  в целом.

Проведенный нами анализ показывает, что процент исполнения расходов бюджета по целевым статьям, указанным в «поправке БФК», и инициированным депутатами, голосовавшими за бюджет, близок к 100%. В том числе, практически полностью профинансированы и исполнены расходы на субсидии различным организациям по всей видимости, близким к конкретным депутатам Законодательного Собрания. 

Среди них, например, такие организации, как «общественная организация содействия процессу всеобщей интеграции «Земляне» (получающая из бюджета 3 млн. рублей) или организации с крайне расплывчатыми целями, как, например, «Фонд поддержки и развития социальных программ, культуры и спорта» (5 млн. рублей). Конечно же, на 100% (точнее, на 99.9%) исполнены расходы на субсидию бюджету небезызвестного МО «Красненькая речка» (17 млн. рублей).

Фракция «ЯБЛОКО» полагает, что неудовлетворительное исполнение бюджета города – прямое следствие неудовлетворительной организации всего бюджетного процесса.

Бюджет города практически закрыт для общественного обсуждения и экспертного сообщества (не вся информация, связанная с бюджетным процессом, есть в открытом доступе - нет реестров расходных обязательств, информации о реализации целевых программ, сведений о размещении бюджетных средств на банковских депозитах и др.).  Городской парламент фактически устранился от анализа, оценки эффективности и контроля за исполнением бюджета. Приоритеты бюджета случайны и хаотичны, большая часть расходов скрыта за предельно общими и обтекаемыми формулировками. Информация о бюджете дается в формате, практически исключающем возможность анализа. Сам бюджет формируется на основании данных устаревшего прогноза социально-экономического развития.

В связи с отказом Администрации Санкт-Петербурга и Законодательного Собрания проводить анализ причин систематических  провалов в исполнении бюджета города и нежелании вырабатывать меры, направленные на исправление серьезных недостатков, фракция «ЯБЛОКО» считает необходимым:

1. 1. Отклонить проект закона «Об исполнении бюджета Санкт-Петербурга за 2012 год» в связи с системными недостатками бюджетного процесса в Санкт-Петербурге, на которые указывала фракция «ЯБЛОКО» на всех этапах прохождения бюджета за 2012 год, и указывает также Контрольно-счетная палата Санкт-Петербурга в своем Заключении по результатам внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета Санкт-Петербурга за 2012 год.

 2. Обязать в дальнейшем Правительство Санкт-Петербурга в случае отклонения фактического исполнения бюджета от запланированного более чем на 5% включать в проект закона об утверждении отчета об исполнении бюджета отдельное приложение с отчетом о причинах такого отклонения и принятых в связи с этим мерах.

3. Внести изменения в законодательство Санкт-Петербурга о бюджетном процессе, которые сделают процесс подготовки и корректировки бюджета открытым и прозрачным, предоставят общественности возможности для контроля и участия в управлении городскими финансами, исключат коррупциогенные положения, и позволят сделать бюджет обоснованным и соответствующим интересам жителей города.

Руководитель фракции «ЯБЛОКО»

Г. А. Явлинский

 

Вконтакте: