О недостаточном исполнении бюджета Санкт-Петербурга за 2012 год

30.01.2013

Согласно официальной информации, оглашенной на заседании Правительства Санкт-Петербурга 29.01.2013 г., бюджет Санкт-Петербурга за 2012 год недовыполнен по расходам на 12.4%, или на 52.9 млрд. рублей.

Это ситуация ожидаемая – неисполнение бюджета нарастает все последние годы. В минувшем году уровень бюджетной дисциплины снизился беспрецедентно: никогда в истории города не было столь значительного неисполнения расходной части бюджета. Оно происходит на фоне постоянных заявлений представителей исполнительной власти о якобы, существующей нехватке средств на важнейшие социальные программы: расселение коммунальных квартир, строительство жилья для очередников, капитальный ремонт жилищного фонда, закупку подвижного состава для общественного транспорта, строительство метрополитена и другие важнейшие нужды.

Госдолг Петербурга в 2012 году вырос в 2, 5 раза и составил на 1 января 2013 года 21 млрд. 285 млн. рублей. За год обязательства Петербурга по ценным бумагам увеличилась более чем в 3 раза, а расходы на обслуживание госдолга в 2012 году составили 378, 4 млн.

На 2013 год запланирован дефицит в размере 25 млрд. рублей (6% всех расходов бюджета).

Сочетание подобного дефицита и нарастание госдолга с неисполнением расходной части бюджета на 12.4% – свидетельство низкой профессиональной компетентности органов исполнительной власти, отвечающих как за составление, так и за исполнение бюджета, а также – подтверждение беспомощности бюджетного планирования в городе.

Фракция «ЯБЛОКО» неоднократно обращала внимание на совершенно неудовлетворительную ситуацию с бюджетом Санкт-Петербурга, которая складывается еще на этапе его составления и утверждения.  

В частности, было очевидно, что заложенные в бюджет приоритеты – случайны и хаотичны, практически никак не связаны с реальными потребностями города и представлениями горожан. Соседствуют недостаток средств на строительство необходимых городу новых линий и станций метрополитена и гигантские расходы на строительство нового стадиона для футбольного клуба, принадлежащего «Газпрому», безусловно имеющему возможность финансировать это строительство самостоятельно, в соответствии с мировой практикой. При этом только 7% расходов бюджета направляется на реализацию долгосрочных целевых программ, в соответствии с программно-целевым подходом, хотя этот подход используется как во всех развитых странах, так и во многих регионах РФ. Бюджет непрозрачен – большая часть его расходов скрыта за предельно общими и обтекаемыми формулировками, не позволяющими установить, на какие конкретные цели будут направлены деньги.

Контрольно-счетная палата Санкт-Петербурга регулярно указывает на «недостаточное качество бюджетного планирования и организации исполнения принятых расходных обязательств». Однако, это не ведет ни к каким выводам – ни в работе исполнительной власти, ни в работе Законодательного Собрания.

Фракция «ЯБЛОКО» уже констатировала, что городской парламент фактически устранился от анализа, оценки эффективности и обсуждения бюджета Санкт-Петербурга, и как следствие – от реального контроля за его исполнением. По сути, все обсуждение в Законодательном Собрании главного финансово-экономического и социального закона города с 5-миллионным населением свелось к перераспределению частью депутатов бюджетных расходов в размере 3 млрд рублей (0.7% от общей суммы). Этот процент – и есть оценка реального влияния городского парламента на бюджетную политику Санкт-Петербурга. Она показывает, что ЗАКС фактически не участвует в контроле, формировании и совершенствовании бюджетной политики, а, следовательно, – не исполняет своих прямых и главных обязанностей.

Хроническое неисполнение бюджета (степень которого, особенно в части Адресной инвестиционной программы, нарастает с каждым годом) – одна из главных городских проблем.

Мы считаем, что систематическое неисполнение закона о бюджете является основанием для серьезнейших кадровых решений и к принципиальному изменению подхода к бюджетной политике. Однако ни то, ни другое не происходит: и правительство города, и городской парламент ведут себя так, как будто бы имеет место совершенно рядовая ситуация. 

Фракция «ЯБЛОКО» полагает, что в сложившейся ситуации следует немедленно разобраться с причинами неудовлетворительного исполнения бюджета, и принять меры к устранению этих причин до того, как правительство города будет вносить проект закона о корректировке бюджета на 2013 год.             Очевидно, что требуется существенное совершенствование процедуры обсуждения бюджета в Законодательном Собрании и серьезная корректировка закона Санкт-Петербурга о бюджетном процессе.

Фракция «ЯБЛОКО» полагает, что Законодательное Собрание должно направить Губернатору Санкт-Петербурга приглашение прибыть на ближайшее заседание Законодательного Собрания для выступления на «Часе Правительства» с информацией о причинах неисполнения бюджета города за 2012 год и мерах, которые будут предприниматься Правительством Санкт-Петербурга для изменения ситуации.

Руководитель фракции «ЯБЛОКО»

Г.А.Явлинский

 

Вконтакте: