Член Горизбиркома от «Яблока» Павел Шапчиц проголосовал против решения сократить в территориальных избирательных комиссиях №31-64 количество членов с правом решающего голоса с 13 до 10 человек. В результате принятого решения Горизбиркома одна из парламентских партий в ТИКи может не попасть.
На фото: Павел Шапчиц/ пресс-служба партии
Состав территориальных комиссий №31-64 должны сформировать в этом году. Вторая половина комиссий проработает в прежнем составе ещё год. ТИКи будут отвечать за подведение итогов выборов 2026 года по округам в Законодательное Собрание и Государственную Думу.
Половину членов ТИК Горизбирком назначает по предложению парламентских партий, каждая из которых выдвигает по одному человеку. В Законодательном Собрании этого созыва представлены 6 партий: «Единая Россия», ЛДПР, КПРФ, «Новые люди», «Справедливая Россия» и «Яблоко». Следовательно, одной из партий место в ТИКах теперь не гарантировано, возникает конкурсная ситуация.
Павел Шапчиц подчеркнул, что ранее при подобном отборе в состав УИК не включали в том числе кандидатов от партии «Яблоко». Он предложил сохранить прежнее число членов территориальных комиссий, но его инициативу поддержали только 3 из 14 членов Санкт-Петербургской избирательной комиссии.
Член Горизбиркома от «Яблока» приобщил особое мнение к решению Горизбиркома:
« Эта практика, поддержанная в 2023 году Санкт-Петербургской избирательной комиссией при рассмотрении жалобы Санкт-Петербургского регионального отделения РОДП «ЯБЛОКО», не даёт никакой уверенности в том, что в 2025 году кандидатуры, предложенные в составы территориальных избирательных комиссий какой-либо парламентской партией, не подвергнутся аналогичной дискриминации», – отметил член Петербургской избирательной комиссии от «Яблока»
Полный текст особого мнения Павла Шапчица:
ОСОБОЕ МНЕНИЕ
к решению Санкт-Петербургской избирательной комиссии
от 04.03.2025 №137-1 «О внесении изменения в решение Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 27 февраля 2020 года № 172-7 «Об установлении количества членов территориальных избирательных комиссий в Санкт-Петербурге с правом решающего голоса»»
Решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 04.03.2025 №137-1 «О внесении изменения в решение Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 27 февраля 2020 года № 172-7 «Об установлении количества членов территориальных избирательных комиссий в Санкт-Петербурге с правом решающего голоса»» (далее — Решение) уменьшена численность составов всех территориальных избирательных комиссий, сформированных в 2020 году (№№31-64) до 10 членов.
Не могу согласиться с указанным решением в связи со следующим.
- Пунктом 7 статьи 26 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” (далее — Федеральный закон) предусмотрено, что избирательная комиссия субъекта Российской Федерации обязана назначить не менее одной второй от общего числа членов территориальной комиссии на основе поступивших предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в законодательном органе субъекта Российской Федерации.
Поскольку к распределению депутатских мандатов в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга VIIсозыва (2021 — 2026 годы) допущено 6 политических партий (далее — парламентские партии), то на основании пункта 7 статьи 26 Федерального закона этим партиям будет гарантировано лишь 5 мест в каждой территориальной избирательной комиссии.
В ситуации возникающего «конкурса» возможность назначения представителей всех шести парламентских партий в территориальные избирательные комиссии будет зависеть исключительно от усмотрения членов Санкт-Петербургской избирательной комиссии.
При этом практика формирования участковых избирательных комиссий составов 2023 — 2028 годов, сформировавшаяся в мае — июне 2023 года, а также практика последующего назначения новых членов комиссий взамен выбывших показала, что:
- из числа кандидатур, предложенных парламентскими партиями, назначается только половина членов комиссий, то есть ровно предусмотренный законом минимум;
- отказы в назначении кандидатур от парламентских партий распределились крайне неравномерно[1].
Статистически такие аномалии, при которых ни в одну избирательную комиссию избирательных участков, расположенных в Центральном районе Санкт-Петербурга, не была назначена ни одна кандидатура от политических партий «ЯБЛОКО» и «Справедливая Россия — Патриоты — За правду», объяснены быть не могут. Иные рациональные объяснения, которые касались бы таких критериев, как принцип преемственности, опыт работы в избирательной системе, образование, возраст кандидатур, участие политической партии в выборах на соответствующей территории, приведены также не были. Напротив, в рамках заседаний территориальных избирательных комиссий и впоследствии были представлены многочисленные примеры назначения членами участковых избирательных комиссий лиц, по всем критериям уступающим кандидатурам, предложенным Санкт-Петербургским региональным отделением РОДП «ЯБЛОКО».
Эта практика, поддержанная в 2023 году Санкт-Петербургской избирательной комиссией при рассмотрении жалобы Санкт-Петербургского регионального отделения РОДП «ЯБЛОКО», не даёт никакой уверенности в том, что в 2025 году кандидатуры, предложенные в составы территориальных избирательных комиссий какой-либо парламентской партией, не подвергнутся аналогичной дискриминации.
- При этом пункт 1 статьи 10 Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах — участниках СНГ, заключенной 07.10.2002 в г. Кишиневе, предусматривает, что соблюдение принципа справедливых выборов должно обеспечивать создание равных правовых условий для всех участников избирательного процесса.
Учитывая то обстоятельство, что парламентские партии выделены законодателем в отдельную категорию (пункт 7 статьи 26 Федерального закона), всем участникам избирательного процесса, относящимся к этой категории, должны быть обеспечены равные правовые условия при формировании территориальных избирательных комиссий.
В ситуации, когда положения Методических рекомендаций о порядке формирования территориальных, окружных и участковых избирательных комиссий, утвержденных постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации 15.03.2023 №111/863-8, как в части принципа максимального представительства парламентских партий в составе избирательной комиссии кандидатур (пункт 4.4), так и в части применения критериев отбора кандидатур (пункты 1.1.5), фактически не исполняются или исполняются крайне произвольно и несистемно, равные правовые условия для парламентских партий при формировании территориальных избирательных комиссий могут быть обеспечены только созданием условий для применения норм пункта 7 статьи 26 Федерального закона при отсутствии «конкурса» кандидатур, предложенных парламентскими партиями, что достижимо только установлением численности составов избирательных комиссий на уровне не ниже двойного числа парламентских партий.
- Аналогичная ситуация «конкурса» кандидатур, предложенных парламентскими партиями, при формировании территориальных избирательных комиссий уже возникала в 2016 году. При 5 парламентских партиях численный состав территориальных избирательных комиссий был установлен на уровне 8 членов.
В ситуацию вмешалась председатель ЦИК РФ Э.А. Памфилова, направившая письма, в т.ч. председателю Санкт-Петербургской избирательной комиссии[2], с просьбой пересмотреть решение о численном составе территориальных избирательных комиссий. Председатель ЦИК указала, что формирование ТИК в составе 8 членов (при 5 парламентских партиях) «создает условия для умаления прав политических партий и других субъектов права внесения предложений по составу территориальной избирательной комиссии в части их представленности в территориальной избирательной комиссии, снижает возможности сбалансированного распределения нагрузки …, не в полной мере обеспечивает защиту избирательных прав избирателей».
Председатель ЦИК также рекомендовала следующее: «В сложившихся условиях Санкт-Петербургской избирательной комиссии необходимо при формировании территориальных избирательных комиссий максимально учитывать предложения политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга, и осуществлять формирование территориальных избирательных комиссий исходя из численности членов с правом решающего голоса, установленной пунктом 5 статьи 26 Федерального закона». В июне 2016 года численный состав членов территориальных комиссий был увеличен с 8 до 10 таким образом, чтобы гарантировать включение всех кандидатур от парламентских партий в составы комиссий.
Результатом принятого сегодня решения может снова стать дискриминация кандидатур, предложенных конкретными парламентскими партиями, в первую очередь Санкт-Петербургским региональным отделением РОДП «ЯБЛОКО» (на этот раз — на уровне территориальных избирательных комиссий), нарушение принципа равенства правовых условий для всех участников избирательного процесса. В более отдаленной перспективе такое решение будет способствовать повышению вероятности эксцессов и манипуляций и дальнейшему снижению легитимности избрания тех или иных лиц.
Напротив, сохранение численности составов территориальных избирательных комиссий на уровне 13 членов способствовало бы прозрачному и бесконфликтному формированию составов комиссий, как это было в 2016, 2020 и 2021 годах, а в период работы комиссий — плюрализму мнений и большей независимости от исполнительных органов государственной власти или конкретных политических сил при принятии решений.
П.А. Шапчиц 04.03.2025
[1] При формировании “8-местных” УИКов (квота парламентских партий – 4 чел.) ТИКи включали в них представителей ЕР, КПРФ, ЛДПР и “Новых людей”, отказывали представителям СРЗП и “Яблока”. При формировании “9-местных” УИКов (квота парламентских партий – 5 чел.) ТИКи включали в них представителей ЕР, КПРФ, ЛДПР и “Новых людей”, почти всегда включали представителей СРЗП (1 отказ на 24 представления) и отказывали представителям “Яблока” (10 отказов на 11 представлений). При формировании “10-местных” УИКов (квота парламентских партий – 5 чел.) представители ЕР, ЛДПР, “Новых людей” и, как правило, КПРФ практически всегда включались в состав УИКов. ТИКи чаще всего отказывали представителям “Яблока” (307 отказов на 494 представления), затем СРЗП (88 отказов на 581 представлений), редко КПРФ (11 отказов на 678 представлений). Подробнее см.: https://spb-elections.ru/komissii/uik/uik_form_2023.html
[2] Письмо от 13.04.2016 №05-11/1799 (исх.), http://www.st-petersburg.izbirkom.ru/etc/01_11_112.pdf