Вишневского оштрафовали за «участие в деятельности нежелательной организации», которая не признана таковой в России, по требованию прокуратуры, не скрывавшей политических, а не правовых мотивов

Василеостровский районный суд оштрафовал депутата Законодательного Собрания СПб и зампреда партии «Яблоко» Бориса Вишневского на 15000 рублей по ст. 20.33 КоАП РФ за якобы «участие в деятельности нежелательной организации» – за участие 20 декабря 2023 года в прямом эфире программы движения «Голос».

Прокуратура считает «Голос» структурным подразделением Международной неправительственной организации European Network of Election Monitoring Organisations «ENEMO», которая признана нежелательной в России. На этом основании ведомство требовало привлечь Вишневского к ответственности.

Позиция прокуратуры, по мнению Вишневского и его представителей – адвоката Андрея Черткова и юриста Александра Кобринского, – является голословной, несостоятельной и совершенно бездоказательной. Движение «Голос» не внесено в перечень нежелательных организаций (что подтверждено официальным ответом Генпрокуратуры РФ на запрос адвоката Черткова).

Ни в одном открытом официальном публичном источнике нет никаких сведений о том, что российское движение «Голос» является структурным подразделением международной организации ENEMO. В официальном реестре Министерства юстиции Российской Федерация какая-либо информация о признании российского движения «Голос» структурным подразделением ENEMO отсутствует. Движение «Голос» ни в данный момент, ни когда-либо ранее не являлось учредителем, участником или членом ENEMO, или его структурным подразделением. Об этом защита депутата сообщила суду, представив соответствующий официальный ответ из ENEMO.

Также в суд было представлено заключение Михаила Федотова, – доктора юридических наук, профессора, одного из авторов закона «О СМИ», бывшего министра печати РФ и бывшего главы СПЧ при президенте РФ, – по мнению которого, интервью любому СМИ или организации в принципе не может рассматриваться как «участие» в ее деятельности.

В свою очередь, прокуратура представила в суд единственное «доказательство» – выводы некоего специалиста из Нижнего Новгорода, утверждающего, что «Голос» якобы является подразделением ENEMO. Однако его заключение выполнено в январе 2022 года (почти за два года до участия Вишневского в эфире «Голоса»), касается событий октября 2021 года (выборы мэра города Тбилиси), и заведомо не может относиться к рассматриваемому делу.

Защитники Бориса Лазаревича отмечают, что логика прокуратуры, ставит крест на любой публичной деятельности независимых депутатов.

– Условный Борис Лазаревич Вишневский или какой-то другой условный депутат оппозиционной партии должен бояться собственной тени. Он, давая интервью любому СМИ, любому интернет-ресурсу, должен предполагать, что данное СМИ (как потом заявит прокуратура, опираясь на «заключения» неизвестных «специалистов») может быть аффилировано с нежелательной организацией, и поэтому любой контакт является токсичным. Я задал риторический вопрос: можно ли сотрудничать с нежелательной организацией, о существовании которой ты не знаешь? – говорит адвокат Андрей Чертков.

Судя по тому, что ответила прокуратура, нужно бояться не только собственной тени, но и готовиться к тому, что закон будет разным для тех, кто поддерживает власть в России и для тех, кто ей оппонирует.

– Сегодня мы услышали возмутительный совершенно перл от прокурора – постольку Вишневский признан иноагентом, это означает, что его поведение является деструктивным, противоречит интересам безопасности государства, поэтому его нужно привлечь к ответственности и за иные деяния, – рассказывает адвокат Чертков.

Единственное, что ему оставалось сделать, это развести руками и сказать – признаем Вишневского еще и виновным в переходе дороги на красный свет. Этого никто не видел, но он же «иностранный агент».

– Решение суда является абсолютно незаконным и неправовым, носит исключительно политический характер и является продолжением практики политических репрессий против оппозиции.

При этом прокуратура и не скрывает политической мотивации, открыто заявляя, что раз человека вписали в список «иноагентов», значит в интересах «безопасности государства» он должен быть наказан за то, в чем не виновен. Решение, безусловно, будет обжаловано, – говорит Вишневский.