18 марта Горизбирком подводил итоги выборов президента России в Петербурге. Павел Шапчиц приложил к протоколу свое «особое мнение».
В нем указано, что избирательная кампания прошла в Петербурге при минимальном независимом общественном участии и наблюдении за ходом голосования.
Что членам избирательных комиссий запрещали фотографировать и снимать видео, в том числе, – незаконно, – запрещали снимать перемещения бюллетеней в сейф-пакеты и их опечатывание (право на эту съемку прямо предусмотрено инструкцией ЦИК).
Что в Петербурге неоднократно применяли насилие к членам комиссий и журналистам, незаконно выгоняя их с избирательных участков.
Что во многих случаях имелось серьезное расхождение между реальными результатами голосования и цифрами в итоговых протоколах.
Что «бюджетников» вынуждали голосовать 15-16 марта, при этом начальство контролировало их явку.
В ответ зампред Горизбиркома Олег Зацепа начал рассказывать, что наблюдательские организации «стоят на определённой идеологической платформе, которая кандидатам чужда», и что активисты-наблюдатели «придерживаются мягко говоря экстравагантных взглядов на вопросы исторической перспективы нашей государственности, в том числе на вопросы территориальной целостности Российской Федерации». Никаких конкретных примеров столь сильных утверждений, само собой, приведено не было.
Также г-н Зацепа заявил, что запрет на фото- и видео съёмку членами избирательных комиссий в помещениях для голосования оправдан, поскольку обеспечивает «ужатие» возможностей для контроля одними членами комиссий деятельности других.
Переведем на русский: снимать происходящее, по мнению зампреда Горизбиркома, нельзя, потому что нельзя позволить членам избиркомов от оппозиции фиксировать нарушения и фальсификации, которые совершаются провластными членами этих комиссий.
В свою очередь, председатель Горизбиркома Максим Мейксин заявил, что вообще не хотел обсуждать особое мнение Шапчица «Яблока» «из-за уважения к коллегам, которые двое суток уже не спят», но не мог не высказаться. После чего заявил «Павел Анатольевич, ну как это, знаете, скучно, девочки, совершено: мне не нравится, потому что мне не нравится. Вы считаете, что 2 миллиона 600 тысяч жителей Санкт-Петербурга на участки загнали насильно, из-за того, что им как-то сказали на работе проголосовать? Это просто неуважение к петербуржцам, мягко говоря».
Более чем 50-процентная явка в первые два дня голосования, принуждение «бюджетников» голосовать в эти дни, изгнание членов комиссии от оппозиции и журналистов с участков, отказ предоставить даже члену Горизбиркома списки избирателей на одном из участков – вот это действительно неуважение к петербуржцам.
А к тому, что Горизбирком смотрит на все нарушения широко закрытыми глазами, мы давно привыкли. Скучно, мальчики.