​Петербургский омбудсмен выступил в Законодательном собрании с ежегодным докладом

30 марта 2017, 12:49

29 марта омбудсмен Александр Шишлов представил в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга Доклад о ситуации с соблюдением прав и свобод человека в нашем городе в 2016 году.

По традиции в Мариинском дворце присутствовали правозащитники, оказавшие содействие в работе над Докладом Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге. Сегодня Александра Шишлова пришли поддержать Уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге Светлана Агапитова, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге Александр Абросимов, председатель Комиссии по правам человека в Санкт-Петербурге Татьяна Линева, председатель ОНК Санкт-Петербурга Александр Холодов, руководитель Центра «Возвращенные имена» Анатолий Разумов, декан юридического факультета Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Сергей Цыпляев, члены Президиума Общественной палаты Санкт-Петербурга, представители Правозащитного совета Санкт-Петербурга, сотрудники аппарата Уполномоченного, члены действующего при омбудсмане Консультативного совета и др.

В своем выступлении Александр Шишлов сказал, что приоритетной сферой для Уполномоченного является защита гражданских и политических прав, определенных в статьях 2-21 Всеобщей декларации прав человека. Эти фундаментальные права гарантированы Конституцией Российской Федерации и имеют первостепенное значение для создания условий, обеспечивающих реализацию всех прав и свобод человека.

В 2016 году особое внимание Уполномоченный уделял вопросам обеспечения избирательных прав граждан в ходе выборов депутатов Государственной Думы Российской Федерации и Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. «К сожалению, несмотря на заметные изменения к лучшему в части организации голосования, в ходе избирательной кампании не удалось решить задачу по восстановлению общественного доверия к выборам, и практическая реализация конституционного права участвовать в управлении делами государства остается сложной проблемой», - отметил Александр Шишлов.

Сохраняются серьезные препятствия в реализации прав на свободу слова, собраний, права на объединение, на доступ к информации и других конституционных прав. В значительной степени эти проблемы связаны с особенностями федерального законодательства и его правоприменения. Однако многие правозащитные вопросы, как показывает опыт, могут разрешаться в Санкт-Петербурге – такие примеры приводятся в Докладе.

Обращения граждан

В 2016 году более чем на тридцать процентов выросло количество письменных обращений к Уполномоченному, и на первых местах - обращения, связанные с реализацией права на жилище и других социальных прав – прежде всего, в сферах здравоохранения и социальной защиты. Как и в предыдущие годы, наибольшее количество письменных обращений касается реализации права на жилище.

Александр Шишлов отметил, что Жилищный комитет учел рекомендации Уполномоченного и издал подробное инструктивное письмо, исключающее возможность произвольного толкования администрациями районов норм законодательства при ведении учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. После этого нарушений при определении жилищной обеспеченности не выявлялось.Однако число жалоб на нарушение жилищных прав продолжает расти.

Связано это с различными факторами, среди которых - сокращение темпов расселения коммунальных квартир, уменьшение количества семей, которым были предоставлены социальные бюджетные выплаты на расселение коммунальных квартир.

Несмотря на проводимую работу, усилия органов власти, направленные на реализацию жилищных прав петербуржцев, представляются недостаточными.

Так, сократился размер бюджетных ассигнований, выделенных на предоставление социальных выплат молодым семьям. Соответственно, уменьшилось и число семей – участников целевой программы «Молодежи – доступное жилье».

Еще одна актуальная проблема реализации права на жилище связана изъятием собственности граждан для государственных и муниципальных нужд.

Так, при строительства порта «Бронка» была нарушена процедура публикации информационного сообщения о планируемом изъятии земельных участков, и сопутствующих распоряжений Росморречфлота. В результате многие собственники изымаемых объектов недвижимости несвоевременно узнали об изъятии и не смогли предпринять необходимые меры по защите своих имущественных прав.

Второе место по количеству жалоб, поступивших к Уполномоченному в  2016 году, занимают вопросы здравоохранения и социальной защиты.

Наиболее острыми в сфере здравоохранения оставались проблемы обеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями отдельных категорий граждан, а  также проблемы оказания медицинской помощи надлежащего качества.

Большое количество жалоб касалось нарушений норм этики и деонтологии со стороны некоторых медицинских работников, что свидетельствует о сохраняющейся актуальности этой проблемы для системы здравоохранения Санкт-Петербурга.

Есть и позитивный пример. Так, более полутора лет Уполномоченный получал многочисленные жалобы пенсионеров на то, что Санкт-Петербургский «Центр медико-социальной реабилитации инвалидов по зрению» предоставлял бесплатные услуги социальной реабилитации инвалидам по зрению только трудоспособного возраста (что противоречит федеральному законодательству). В конце 2016 года в результате совместной работы Уполномоченного и прокуратуры Санкт-Петербурга права инвалидов по зрению пенсионного возраста были восстановлены – постановлением Правительства Санкт-Петербурга были внесены соответствующие изменения в нормативные правовые акты Санкт-Петербурга.

Право на благоприятную окружающую среду

С нашим здоровьем тесно связаны вопросы реализации конституционного права на благоприятную окружающую среду.

В 2016 году в Санкт-Петербурге было усовершенствовано правовое регулирование отношений в этой сфере – изменены правила землепользования и застройки города, внесены изменения в законодательство о зеленых насаждениях, осуществлены мероприятия по приведению подзаконных актов в соответствие с изменениями федеральных норм об обращении с твердыми коммунальными отходами.

Законодатели Санкт-Петербурга впервые комплексно подошли к вопросу защиты окружающей среды: в 2016 году принят Экологический кодекс Санкт-Петербурга.

Остается тревожной ситуация вокруг Санкт-Петербургского государственного унитарного природоохранного предприятия «Полигон «Красный Бор». На сегодняшний день лицензия этого предприятия аннулирована, что ставит под вопрос обеспечение безопасного хранения накопленных отходов и их обезвреживание.

В этой связи возможным стратегическим решением проблем «Красного Бора» была бы передача полигона в федеральное ведение и включение его в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде как приоритетного объекта, и Уполномоченный поддерживает принятое обращение об этом депутатов Законодательного Собрания к Председателю Правительства России.

Право на труд

В нынешних социально-экономических условиях особую актуальность приобретают проблемы реализации права на труд, в т.ч. на своевременную оплату труда. Задержки выплаты зарплаты не только порождают трудовые конфликты, но и повышают социальную напряженность.

Размер просроченной задолженности по оплате труда остается значительным. При этом данные различных государственных органов существенно расходятся.

Это показывает, что официальные статистические данные не могут служить индикатором, отражающим остроту проблемы задолженности по зарплате в Санкт-Петербурге - необходим комплексный мониторинг ситуации, включающий как сведения статнаблюдения, так и информацию контрольно-надзорных органов - прокуратуры и Государственной инспекции труда.

Права призывников

За последние несколько лет в Санкт-Петербурге при посредничестве Уполномоченного установилось рабочее взаимодействие органов государственной власти, военного управления и общественных организаций, защищающих права призывников и военнослужащих. Однако наблюдаемый в 2016 году рост жалоб в КВЗПБ и к Уполномоченному свидетельствует о нарушениях законности в ходе призыва граждан на военную службу.

Среди сохраняющихся проблем – некачественное медицинское освидетельствование призывников, неправомерные отказы в  копировании материалов личных дел. Уполномоченный подчеркнул, что факты неправомерного отказа призывникам в копировании материалов личных дел неоднократно подтверждались в 2016 году судебными решениями.

Защита от дискриминации

В нашем городе, как и в других регионах России, как и во многих странах мира, в последние годы отмечается рост агрессии и нетерпимости, подогреваемый экстремистами и нередко приводящий к проявлениям насилия. Терроризм становится глобальной угрозой и представляет угрозу фундаментальным человеческим ценностям, безопасности общества и государства. Но эффективное противодействие терроризму возможно лишь при соблюдении прав человека, в атмосфере недискриминации и уважения к человеческому достоинству.

В 2018 году Санкт-Петербург будет принимать множество гостей из разных стран, которые приедут на Чемпионат мира по футболу. Это делает еще более важной задачу создания свободной от дискриминации среды в Санкт-Петербурге.

Дискриминация проявляется в самых разных формах. Одной из форм гендерной дискриминации женщин является насилие в семье.

В 2016 году были приняты изменения федерального законодательства, вызвавшие острую дискуссию – отменена уголовная ответственность за побои, причиненные близким лицам. Влияние, которое эти изменения окажут на ситуацию с бытовым насилием, можно будет оценить только в будущем.

Важную роль в изменении отношения государства и общества к домашнему насилию может сыграть присоединение России к Конвенции Совета Европы о предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин и с домашним насилием (Стамбульская Конвенция).

Как и в предыдущие годы, в 2016 году объектами насилия нередко становились люди нетрадиционной сексуальной ориентации. ЛГБТ-организация «Выход» сообщила о 14 таких случаях (это меньше, чем в 2015 году, когда их было 19). Агрессия и нетерпимость по отношению к представителям ЛГБТ-сообщества, нагнетаемая самозваными «защитниками традиционных ценностей», стали причиной убийства в марте 2016 года известного журналиста Дмитрия Циликина. Преступник был задержан, идет суд, однако при квалификации преступления мотив ненависти не был учтен.

Права людей с ограниченными возможностями здоровья

В последние годы в Санкт-Петербурге предпринимались значительные усилия для создания условий, способствующих интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья в жизнь общества, их беспрепятственному доступу к образованию, культуре и спорту, к объектам инфраструктуры.

Так, в 2016 году при содействии Уполномоченного и членов Общественной инспекции инвалидов Санкт-Петербурга улучшилась ситуация, связанная с выделением парковочных мест для автотранспортных средств инвалидов около объектов социальной инфраструктуры в Санкт-Петербурге.

Но, несмотря на очевидные положительные сдвиги, права людей с ограниченными возможностями здоровья обеспечены далеко не полностью.

С сожалением приходится констатировать, что и на уровне международных отношений в 2016 году произошли события, ущемившие права инвалидов. В результате решений Международного паралимпийского комитета, отстранившего от участия в Паралимпиаде российских спортсменов вне зависимости от доказанности употребления ими запрещенных препаратов,  сборная России, в составе которой были и петербуржцы, не смогла принять участие в Паралимпиаде. Глубокую озабоченность указанным решением МПК выразил Европейский Институт Омбудсманов, посчитав его нарушающим права человека и противоречащим положениям «Всеобщей декларации прав человека» о презумпции невиновности (в состав Правления ЕИО входят 3 представителя России, в том числе и Александр Шишлов).

Последствием решения МПК стала также невозможность получения заслуженных медалей победителями Кубка мира по танцам на колясках, состоявшегося в сентябре в Санкт-Петербурге.

Права людей, содержащихся под стражей

Сохраняется проблема неоказания надлежащей медицинской помощи лицам, содержащимся под стражей.

В 2016 году большой общественный резонанс вызвали случаи смерти больных раком женщин в учреждениях УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

Больница им. Ф.П. Гааза, обеспечивающая специализированную стационарную помощь лицам, находящимся в учреждениях ФСИН, не имеет лицензии на оказание онкологической помощи. Как показала проверка, проведенная сотрудниками аппарата Уполномоченного, не соблюдается требование закона о предоставлении заключенным в необходимых случаях медицинской помощи в учреждениях государственной системы здравоохранения, не входящих в системы ФСИН. В настоящее время по факту смерти одной из заключенных возбуждено уголовное дело.

Выявлены многочисленные случаи нарушений прав на получение медицинской помощи и на доступ к правосудию иностранных граждан, содержавшихся в Центре временного содержания иностранных граждан № 1 ГУ МВД России.

Права людей без определенного места жительства

В 2016 году, как и в предыдущие годы, с наступлением холодов вновь остро встал вопрос нехватки ночных пунктов обогрева так называемой «низкопороговой доступности», в которые могли прийти бездомные вне зависимости от наличия у них документов о регистрации и справки о дезинфекции.

Нехватка в холодное время года доступных мест, в которых любой нуждающийся без документов и справок о дезинфекции может переночевать в тепле и безопасности, нередко приводит к обморожениям и смертям бездомных, к нарушению главного права человека – права на жизнь.

Право на объединение

Важнейшим условием обеспечения прав человека является развитие гражданского общества. Некоммерческие организации – неотъемлемый элемент гражданского общества и правового государства. 

С 2013 года Уполномоченный неоднократно поднимал вопросы о систематических нарушениях права граждан на объединение, связанных с внесением изменений в законодательство о деятельности НКО и введением понятия «некоммерческая организация, выполняющая функции иностранного агента». В настоящее время в реестр НКО, выполняющих функции иностранных агентов, внесены 9 петербургских НКО, еще 3 НКО, включенных в реестр, ликвидировались.

Конституционный Суд указал, что «любые попытки обнаружить в словосочетании “иностранный агент”, опираясь на сложившиеся в советский период и, по существу, утратившие свое значение в современных реалиях стереотипы, отрицательные контексты лишены каких-либо конституционно-правовых оснований». Однако практика свидетельствует о том, что формулировка “НКО, выполняющая функции иностранного агента”, приводит к стигматизации организаций, включенных в Реестр. Более того, способствует дискредитации некоммерческого сектора в целом.

Сохраняет актуальность проблема информирования НКО о проведении региональных конкурсов на получение государственной поддержки из бюджета Санкт-Петербурга. Учитывая, что субсидии НКО предоставляются различными органами исполнительной власти Санкт-Петербурга, представляется целесообразным создать специализированный интернет-ресурс для размещения соответствующей информации о конкурсах.

Право на свободу собраний

Сохраняют актуальность практически все рекомендации Уполномоченного о внесении изменений в петербургское законодательство о публичных мероприятиях, в том числе – о создании в сети Интернет сайта, где размещался бы единый перечень поданных уведомлений о проведении публичных, культурно-массовых и спортивных мероприятий (независимо от того, какой орган уполномочен рассматривать уведомление).

В 2016 году уполномоченные органы исполнительной власти систематически отказывали в согласовании публичных мероприятий и предлагали проводить их в местах, где заявленные организаторами цели мероприятия заведомо не могли быть  достигнуты.

Так, организаторам традиционного петербургского «Марша против ненависти» памяти убитого неонацистами ученого и правозащитника Николая Гиренко было предложено провести его на территории поселка Новоселки.

В 2016 году из пяти специально отведенных мест для проведения публичных мероприятий в упрощенном порядке активно востребовалось только Марсово поле. Однако на этом специально отведенном месте для митингов организуются и мероприятия совершенно иного характера – спортивные, культурно-массовые - уведомление о проведении которых может быть подано на 15 дней раньше, чем о проведении публичного мероприятия.

Существующий порядок согласования публичных мероприятий допускает возможность манипулирования при принятии решений об отказе в их проведении в заявленном месте в заявленное время.

Отказы в согласовании публичных мероприятий, обусловленные надуманными предлогами, создают препятствия в реализации конституционных прав граждан и подрывают доверие людей с активной гражданской позицией к закону и к государству. Самоустранение органов власти от обязанности содействовать реализации прав, гарантированных статьей 31 Конституции, фактически провоцирует людей на проведение публичных акций в формах, затрудняющих работу полиции по обеспечению общественной безопасности.

Уполномоченный предложил провести в Законодательном Собрании парламентские слушания по проблемам реализации в Санкт-Петербурге права на свободу мирных собраний.

Отдельной проблемой является проведение публичных мероприятий во время избирательных кампаний.

Показательно, что соотношение числа согласованных и несогласованных мероприятий существенно различалось как по районам, так и по принадлежности кандидатов к различным избирательным объединениям.

Порой такой «избирательный» подход к избирательным объединениям доходил до абсурда – так, одному из кандидатов, баллотировавшемуся в Центральном районе Санкт-Петербурга, было предложено провести предвыборный митинг для жителей района в Удельном парке.

Контроль за реализацией избирательных прав граждан был одним из приоритетных направлений в работе Уполномоченного в 2016 году.

Взаимодействие с организаторами выборов, с правоохранительными органами и правозащитными организациями, регулярный обмен информацией, консультации, совместные совещания и мероприятия способствовали решению ряда проблемных вопросов: созданию и наполнению сайтов ТИКов, продлению срока хранения материалов видеонаблюдения на избирательных участках с 3 (как было в 2014 году) до 12 месяцев, оснащению большинства избирательных участков техническими средствами, необходимыми для изготовления заверенных копий протоколов об итогах голосования, прекращению практики удаления наблюдателей с избирательных участков, прекращению  практики создания избирательных участков – «призраков» в местах временного пребывания избирателей.

 

Принятые меры позволили снизить социальную напряженность при подготовке и проведении выборов, предотвратить развитие конфликтных ситуаций, способствовали профилактике правонарушений в избирательной сфере. Об этом свидетельствует, в частности, существенное уменьшение количества жалоб на нарушения избирательного законодательства.

Личное наблюдение в день голосования позволило как отметить положительную практику применения избирательного законодательства, так и непосредственно выявить и пресечь ряд нарушений.

Уполномоченный продолжает совместную работу вместе с Санкт-Петербургской избирательной комиссией, с привлечением других государственных органов, и вырабатываем предложения по совершенствованию правовой базы и изменению правоприменительной практики. Однако с сожалением приходится констатировать, что, несмотря на все предпринятые усилия, доверие петербуржцев к институту выборов в 2016 году вернуть не удалось.

Уполномоченный особо выделил фактор «административного» ресурса, злоупотребление которым безусловно приводит к нарушениям избирательных прав граждан.

Продолжает вызывать беспокойство распространение в обществе недоверия, нетерпимости к «чужой» точке зрения, к иному мнению. Нежелание слышать аргументы, неготовность к диалогу, в том числе и со стороны представителей государства, приводят к обострению конфликтов, создают дополнительные препятствия в реализации конституционных прав, что не способствует росту уважения к закону, к правам и свободам человека. В этом контексте все более важными становятся вопросы, связанные не только с культурой диалога, но и с культурой в самом широком смысле, в том числе – с обеспечением свободы творчества и доступа к культурным ценностям.

Право на доступ к культурным ценностям

Право на участие в культурной жизни имеет для жителей Санкт-Петербурга особое значение. Санкт-Петербург был и остается крупнейшим в России хранителем объектов культурного наследия.

В 2016 году сотрудники аппарата Уполномоченного вместе с волонтерами (от студентов до пенсионеров) провели общественные проверки доступности объектов культурного наследия – проект назвали «Культпоход».

Согласно результатам проверки выяснилось, что в нарушение закона не опубликованы охранные документы объектов культурного наследия более чем в 80% случаев. В 74% случаев невозможно установить порядок и условия посещения памятника культуры. В 42% случаев владельцы (собственники) зданий, представляющих культурную ценность, отказали в осмотре внутренних помещений ОКН.

Причем нарушителем закона нередко выступают государственные органы Санкт-Петербурга. Так 21 комитет Санкт-Петербурга располагается в зданиях, являющихся ОКН. Лишь на два из них опубликованы охранные документы, но правила и порядок их посещения не установлены.

Положительным примером может служить Мариинский дворец. Охранные документы опубликованы, на сайте Законодательного Собрания размещена информация о порядке и правилах посещения.

Развитие института государственной правозащиты

Президент России В.В.Путин, встречаясь с региональными уполномоченными, отмечал что «авторитетные, влиятельные, уверенные в своей правоте омбудсмены – это большая сила. Именно с мнением таких людей, с их позицией считаются представители органов власти, учитывают их рекомендации, и в результате выигрывают люди».

За последние пять лет этот институт существенно укрепился: должности уполномоченных учреждены во всех субъектах Российской Федерации, усовершенствованы правовые основы нашей деятельности.

Вместе с тем пятилетний опыт работы Уполномоченного показывает, что для повышения эффективности работы по защите прав людей необходимо дальнейшее развитие ее законодательной основы как на федеральном, так и на региональном уровнях. В частности, Уполномоченный полагает целесообразным:

– создать механизм учета заключений уполномоченного на законопроекты, затрагивающие вопросы соблюдения прав и свобод граждан;

– предоставить уполномоченному право законодательной инициативы и право обращения в Уставный суд.

 

 

Вконтакте:

Facebook: