Открытое письмо Кирилла Страхова губернатору Петербурга


Губернатору Санкт-Петербурга 
Г.С. Полтавченко 

Уважаемый Георгий Сергеевич! 

Затянувшаяся неопределённость судьбы одной из жемчужин петербургской архитектуры середины XIX века – Малого Мраморного дворца (особняка графа Н. А. Кушелева-Безбородко) на Гагаринской улице заставляет меня, как жителя Санкт-Петербурга, обратиться к Вам с открытым письмом. 

Для меня это второй в жизни опыт – в 2009 году я обращался к главе «Газпрома» А. Миллеру в связи с ошибочным намерением сооружать небоскрёб на Охте (https://echo.msk.ru/blog/vice_chancellor/639555-echo/). В этот раз вновь «не могу молчать» - журналистский опыт и участие в градозащитной работе научили меня видеть различие между губернаторами Санкт-Петербурга в методах разрешения конфликтов, приобретших общественный вес. 

События вокруг Малого Мраморного дворца приобрели стихийный, явно неуправляемый характер. Депутаты фракции «Яблоко» в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга не раз отправляли в администрацию города официальные запросы, но решение утопает в рутине бюрократии. Защита интересов горожан, защита принадлежащего всем нам общественного имущества требует Вашего личного вмешательства. 

Четверть века город не имел хлопот с содержанием Малого Мраморного дворца. Более того, Петербург приобрел новую «визитную карточку»: в здании работал единственный в стране Европейский университет. Как справедливо и точно выразился М.Б. Пиотровский, «Европейский университет — символ нового Петербурга как такового. Петербурга, вернувшего себе имя. Символ нашей открытости миру, нашего умения быть на одном уровне с миром» (https://lenta.ru/articles/2017/03/02/piotrovski/

Решение мэра Петербурга А.А. Собчака передать дворец Европейскому университету (https://eu.spb.ru/news/18025-80-let-anatoliyu-sobchaku) – впечатляющий пример эффективного хозяйствования. Взяв инициативу в свои руки, и лично контролируя реализацию решения (https://eu.spb.ru/images/news/2017/08_10/Raspor_448.pdf), Анатолий Александрович показал себя дальновидным, стратегически мыслящим управленцем. Просчитав риски, Собчак обеспечил престижным зданием команду талантливых учёных и преподавателей, и результат значительно превзошёл ожидания. 

Не секрет, что множество учебных заведений, возникших в начале 90-х, оказались недееспособными, не смогли выжить. Европейский университет в короткие исторические сроки получил признание ведущих мировых образовательных и научных центров. Учёные, политики, деятели культуры мирового уровня считают за честь для себя выступить в Европейском университете в Петербурге. 

Что же теперь? Всплывшая из чиновничьих «недр» идея передать дворец под детскую IT-школу вызывает недоумение своей непродуманностью, отсутствием рационального зерна. 

Во-первых, Петербург не испытывает дефицита в информационном образовании. Массовое обучение информатике идёт во всех школах, в городе создана целая индустрия для одаренных школьников и студентов, петербуржцы регулярно побеждают в чемпионатах мира по программированию. Очевидно, что дополнительные вложения надо направлять в укрепление сложившихся институтов, а не создавать их «с нуля»! 

Во-вторых, здание не приспособлено для детей. Георгий Сергеевич, загляните во дворец: даже взрослый не сразу найдёт необходимую комнату в его бесчисленных переходах и закоулках! 

Дворцу нужна полномасштабная реставрация. Именно поэтому здесь не подходит аналогия с Каменноостровским дворцом, переданным Вами под детскую академию талантов, ведь к моменту передачи тот дворец был полностью отреставрирован… 
Охрана исторического памятника требует особого отношения и больших средств. Европейский университет провел международный конкурс проектов реставрации здания, изготовил всю необходимую документацию. Собраны большие средства на проведение работ. Значительные вложения бизнеса и частных инвесторов вызваны победой в конкурсе мировой знаменитости в области архитектуры - Жана Мишеля Вильмонта. 

За чей счет мы будем реставрировать дворец Кушелева-Безбородко? Чиновники городской администрации надеются выкупить у Европейского университета уже готовый проект? Или проведут новый международный конкурс? 

Каким будет источник арендных платежей за использование здания-памятника? Всё сведётся к поборам с родителей одарённых детей? 

Наконец, если город хочет создать IT-центр, не лучше ли разместить его в более подходящем для детей здании? Удобном, обеспеченном транспортом, в районе, где живёт много детей, а не в малонаселённом уголке центра? Вопросы, вопросы, вопросы… 

Лишение Европейского университета права пользования дворцом Кушелева-Безбородко больно ударит по репутации Петербурга, престижу губернаторской власти. 

Совсем недавно Вы провели совет по инвестициям, поставив перед подчиненными задачу усиления инвестиционной привлекательности города путём большей открытости управления и увеличения гарантий инвесторам. В данном случае чиновники действуют вопреки указанию губернатора. Если противодействие в реализации инвестиционного проекта встречает такая известная и признанная организация, как Европейский университет, кто в здравом уме решится рисковать и вкладывать деньги в наш город? 

Георгий Сергеевич, горожане ждут Вашего личного участия в решении судьбы дворца. Петербуржцы рассчитывают, что Вы разберетесь в ситуации, сделаете необходимые оценки, издадите нужные распоряжения. Разумеется, для правильного решения нужно посоветоваться с депутатами, экспертами, известными деятелями науки и искусства, узнать мнение городской общественности. 

Нам, всем живущим в Санкт-Петербурге, не нужны расточительная политика, нерациональное использование общественного имущества, необдуманные решения. Идентичность петербуржцев несовместима с тем, что М.Б. Пиотровский обозначил «провинциализацией» города. 

Губернаторы приходят и уходят, но «след» их политики остаётся. Какой останется от вашего управления, зависит от принятых Вами решений. 

С уважением, 
Кирилл Страхов, 
историк, журналист, муниципальный депутат в 2004-2014 годах
 

Вконтакте: