Об исполнении бюджета Санкт-Петербурга за 2015 год

15.06.2016

Фракция «ЯБЛОКО» призывает депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга отклонить проект закона «Об исполнении бюджета Санкт-Петербурга за 2015 год» в связи с системными недостатками бюджетного процесса, на которые неоднократно указывала фракция «ЯБЛОКО» и которые полностью подтвердила в своем заключении Контрольно-счетная палата Санкт-Петербурга.

Как и в прошлые годы, доходная часть бюджета выполнена с существенным превышением плана (109,9%), а расходная – с неисполнением (95,4% от бюджетных ассигнований), в том числе по Адресной инвестиционной программе исполнено только 86,4% бюджетных назначений.

Законом Санкт-Петербурга общий объем доходов бюджета Санкт-Петербурга на 2015 год был утвержден в размере 419,5 млрд руб. В ходе первой корректировки бюджета Санкт-Петербурга в 2015 году первоначально утвержденные бюджетные назначения были уменьшены на 23,3 млрд руб. (или на 5,6%). Второй корректировкой, в сторону увеличения, были уточнены доходы по группе «Безвозмездные поступления» на 3,6 млрд руб. (или на 18%).

Таким образом, первая корректировка бюджета в сторону уменьшения значений поступлений была нецелесообразной, так как фактически сложившееся исполнение показывает значительное их превышение не только над откорректированными значениями, но и над первоначально утвержденными показателями доходной части бюджета.

Расходная часть бюджета, по данным Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга, исполнена на 95,7%, что составило 431,9 млрд руб. при утвержденном плане 451,2 млрд руб.  При этом, как и прежде, достичь равномерного, соразмерно поступающим доходам, исполнения расходов городского бюджета в течение финансового года опять не удалось. И даже несмотря на предоставленное право корректировки сводной бюджетной росписи, установленные в ней назначения в полном объеме не исполнены ни по одному разделу классификации расходов.

Проведенный КСП анализ исполнения расходов городского бюджета по подразделам классификации расходов показал, что исполнение законодательно утвержденных бюджетных ассигнований варьировалось в диапазоне от 0% до 155,4%, при этом показатели росписи исполнены в полном объеме только по 4-м подразделам (6,3 % от общего количества).

Ассигнования на АИП освоены на 86,4% в сумме 63,4 млрд руб., а без учета выплаченных авансов, профинансированной кредиторской задолженности, а также расходов на оплату исполнительных листов – в сумме 56,1 млрд руб. Таким образом, реальное исполнение лимитов финансирования АИП, направленное на оплату выполненных в 2015 году работ, достигло лишь 76,4% - и это с учетом резкого сокращения бюджетных назначений АИП при корректировках бюджета на 2015 год в общей сложности почти на 22 млрд руб.

Освоение бюджетных ассигнований по социально значимым отраслям хозяйства сложилось даже на более низком уровне, чем в среднем по АИП: например, Комитетом по строительству по отрасли «Общее образование» исполнено лишь 74,3% назначенных бюджетных ассигнований, по отрасли «Дошкольное образование» - 72,3%, по отрасли «Здравоохранение» - 64,1%.

Судя по пояснительной записке, как и в прошлые годы, в связи с низким исполнением расходной части бюджета не сделано никаких выводов и не предложено никаких мер, которые бы позволили в будущем предотвратить такое положение дел.

Фракция «ЯБЛОКО» полагает, что неудовлетворительное исполнение бюджета города – прямое следствие неудовлетворительной организации всего бюджетного процесса.

Бюджет города практически закрыт для общественного обсуждения и экспертной оценки: в открытом доступе нет реестров расходных обязательств, информации о реализации государственных программ, сведений о размещении бюджетных средств на банковских депозитах, расчетов и обоснований по доходам и расходам бюджета и др. Законодательное Собрание фактически устранилось от анализа, оценки эффективности и контроля за исполнением бюджета. Приоритеты бюджета случайны и хаотичны, большая часть обоснований расходов скрыта за общими и обтекаемыми формулировками. При планировании бюджета не учитываются экономические и социальные показатели за текущий год и прогноз на плановый период.

Практика «подгона» плана расходов бюджета под фактические результаты при корректировке бюджета исключает возможность проведения анализа причин неисполнения расходной части бюджета и принятия адекватных мер по устранению недоработок главными распорядителями бюджетных средств. Оценить качество планирования, целесообразность и эффективность тех или иных расходов бюджета с таким подходом невозможно. 

Таким образом, можно сделать вывод, что в Санкт-Петербурге так и не сформирован действенный механизм контроля за формированием и исполнением бюджета.

В связи с отказом Администрации Санкт-Петербурга и Законодательного Собрания проводить анализ причин систематических провалов в исполнении бюджета города и нежелании вырабатывать меры, направленные на исправление серьезных недостатков, фракция «ЯБЛОКО» считает необходимым:

1. Отклонить проект закона «Об исполнении бюджета Санкт-Петербурга за 2015 год» в связи с системными недостатками бюджетного процесса в Санкт-Петербурге, на которые указывала фракция «ЯБЛОКО» на всех этапах прохождения бюджета за 2015-й и предшествующие годы.

2. Внести изменения в законодательство Санкт-Петербурга о бюджетном процессе, которые сделают процессы подготовки, корректировки и исполнения бюджета открытыми и прозрачными, предоставят общественности возможности для контроля и участия в управлении городскими финансами, исключат коррупциогенные положения и позволят сделать бюджет обоснованным и соответствующим интересам жителей города. 

Руководитель фракции «ЯБЛОКО»

Г. А. Явлинский

 

Вконтакте: