О проекте корректировки бюджета Санкт-Петербурга на 2016 год (второе чтение)

01.06.2016

Проанализировав поправки, представленные ко второму чтению проекта Закона Санкт-Петербурга «О внесении изменений и дополнений в Закон Санкт-Петербурга «О бюджете Санкт-Петербурга на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов», фракция «ЯБЛОКО» отмечает следующее.

1. Поправки, внесенные Губернатором Санкт-Петербурга и Бюджетно-финансовым комитетом, кардинально меняют основные параметры проекта закона, утвержденного в первом чтении.

Общий размер поправок более чем в 4 раза превышает величину изначально запланированной корректировки бюджета (увеличение доходов и расходов на 2,9 млрд руб.).

Поправка Губернатора Санкт-Петербурга увеличивает доходную и расходную часть бюджета на 12,1 млрд руб. – почти на 3% утвержденного бюджета. Рост доходов планируется в основном за счет налога на прибыль организаций (5,2 млрд руб.) и налога на доходы физических лиц (3,5 млрд руб.), при этом расчеты и обоснования такого существенного увеличения собираемости налогов не представлены. Трудно поверить, что доходы бюджета могли увеличиться на 12.1 млрд. рублей за месяц, прошедший с первого чтения.

Поправкой Губернатора вносятся изменения более чем в 600 статей ведомственной структуры расходов. Расходы по Адресной инвестиционной программе увеличиваются на 1,4 млрд руб. (при том, что проект корректировки бюджета изначально предполагал их уменьшение на 4,43 млрд руб.).

Поправка БФК предполагает перераспределение средств по статьям расходов на общую сумму 4,4 млрд руб., в т.ч. увеличение Адресной инвестиционной программы на 580 млн руб.

По многим статьям расходов, которые проектом закона предполагалось уменьшить, внесенные поправки предлагают увеличение, и наоборот: очевидно, что работа над проектом закона ведется бессистемно и хаотично.

Как и прежде, значительные объемы бюджетных ассигнований перераспределяются без каких бы то ни было расчетов и обоснований; при этом предлагаемые изменения даже не сопровождаются пояснительной запиской или пресс-релизом Комитета финансов.

Таким образом, принятие поправок, внесенных ко второму чтению проекта Закона Санкт-Петербурга «О внесении изменений и дополнений в Закон Санкт-Петербурга «О бюджете Санкт-Петербурга на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов», делает бессмысленным первое чтение законопроекта и бесполезным его анализ, включая работу, проделанную Контрольно-счетной палатой Санкт-Петербурга.

В связи с тем, что представление одновременно с поправками расчетов и обоснований по изменениям доходов и расходов требованиями Закона Санкт-Петербурга «О бюджетном процессе в Санкт-Петербурге» не предусмотрено, дать оценку обоснованности, целесообразности и законности предлагаемых изменений не представляется возможным. Фракцией «ЯБЛОКО» предлагаются поправки в процедуру рассмотрения и утверждения изменений в закон Санкт-Петербурга о бюджете, предусматривающие представление вместе с поправками ко второму чтению проекта закона о бюджете (о корректировке бюджета) пояснительной записки, а также подготовку Бюджетно-финансовым комитетом мотивированного обоснования необходимости принятия либо отклонения поправок.

2. За полгода до планируемого ввода в эксплуатацию стадион на Крестовском острове дорожает как минимум на 4,3 млрд руб.

Один из самых дорогих футбольных стадионов в мире (!) строится за счет бюджета Санкт-Петербурга уже 11-й год; за это время его сметная стоимость выросла с 6,7 млрд руб. до 34,9 млрд руб., а сроки сдачи переносились не менее семи раз. 

Очередное удорожание стадиона депутатам предлагается утвердить в отсутствие официального обоснования – измененной проектно-сметной документации, согласованной Главгосэкспертизой, на основании лишь устных туманных пояснений об «уточнении проектных решений» и «необходимости проведения дополнительных работ».

Заявление, что поправка подготовлена БФК на основании обращения комитета по строительству, «поскольку они не успели подать свои предложения в комитет финансов к нужному сроку» не выдерживает никакой критики – зато позволяет представить к утверждению практически необоснованное существенное перераспределение расходов по АИП. При этом для увеличения расходов на стадион предлагается снизить расходы на строительство метро и строительство дорог, хотя и Губернатор, и Правительство постоянно говорят о существенной нехватке денег на указанные цели.

3. Так называемая «поправка БФК» по-прежнему анонимна и внесена после установленного срока.

В результате, как уже было сказано, почти 4,5 млрд руб. будут перераспределены без всяких расчетов и обоснований, без проведения анализа предлагаемых изменений контрольными органами и экспертным сообществом, и даже без возможности определить инициатора поправок.

Еще раз подчеркиваем, что без существенного улучшения качества бюджетного процесса, в отсутствие системного стратегического подхода к планированию и корректировке бюджета, при существующем низком уровне прозрачности бюджетного процесса и доступности информации невозможно добиться каких-либо заметных улучшений ни в области бюджетного процесса, ни в качестве жизни граждан Санкт-Петербурга в целом.

Учитывая серьезные и принципиальные недостатки проекта закона Санкт-Петербурга «О бюджете Санкт-Петербурга на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов», фракция «ЯБЛОКО» будет голосовать против как поправки БФК, лукаво преобразованной в поправки «Единой России», «Справедливой России», а так же группы так называемых «независимых депутатов», так и поправки Губернатора Санкт-Петербурга.

Руководитель фракции «ЯБЛОКО»

Г. А. Явлинский

 

 

Вконтакте: