О проекте корректировки бюджета Санкт-Петербурга на 2016 год (первое чтение)

11.05.2016

Проанализировав представленный Губернатором Санкт-Петербурга проект корректировки городского бюджета на 2016 год и плановый период 2017-18 годов, фракция «ЯБЛОКО» считает необходимым отметить следующее.

1. Корректировка расходной части бюджета, включая АИП, направлена в значительной степени на «подгон» плановых показателей под фактические, что делает бюджетный процесс профанацией.

Об этом свидетельствует тот факт, что корректировке предлагается подвергнуть 45% статей расходов бюджета. Уменьшение расходов предусмотрено более чем по 850 статьям расходов на общую сумму 16,55 млрд руб., в т.ч. по 91 объекту АИП на общую сумму 6,9 млрд руб. 

Практика «подгона» плана расходов бюджета под фактические результаты исключает возможность проведения анализа причин неисполнения расходной части бюджета и принятия адекватных мер по устранению недоработок главными распорядителями бюджетных средств. Оценить качество планирования, целесообразность и эффективность тех или иных расходов бюджета с таким подходом невозможно.  

Зато, безусловно, отчитываться об исполнении такого плана городской администрации становится значительно проще.

Таким образом, можно сделать вывод, что в Санкт-Петербурге так и не сформирован действенный механизм контроля за формированием и исполнением бюджета, а практикуемый в последние годы «подгон» плана под факт превращает бюджетный процесс в профанацию.

Фракцией «ЯБЛОКО» предлагается поправка в процедуру рассмотрения и утверждения изменений в закон Санкт-Петербурга о бюджете, содержащая закрытый перечень оснований, по которым могут вноситься изменения в принятый закон Санкт-Петербурга о бюджете.

2. Существенное сокращение АИП не имеет объективных оснований и затрагивает социально значимые отрасли экономики.

В числе основных причин сокращения расходов АИП в пояснительной записке к проекту бюджета указываются «расторжение государственных контрактов и необходимость проведения повторных конкурсных процедур», «перенос сроков выполнения работ по объектам Адресной инвестиционной программы» и «необходимость корректировки проектно-сметной документации». Однако, как уже было сказано, недоработки главных распорядителей бюджетных расходов должны повлечь за собой не корректировку плана, а анализ причин его невыполнения и принятие мер по устранению недостатков бюджетного процесса, включая, возможно, кадровые решения в тех отраслях, где невыполнение плановых показателей стало хроническим. 

На практике такой подход приводит к тому, например, что по отрасли «Дошкольное образование» сумма расходов АИП в 2016 году будет официально сокращена на 783,9 млн руб. (более 25% утвержденных расходов), при этом секвестру подвергаются инвестиции в строительство более десятка детских садов. По отрасли «Общее образование» уменьшение расходов АИП составит 667,1 млн руб. (предусмотрено сокращение расходов на строительство шести общеобразовательных школ).

3. Планирование и корректировка бюджета по-прежнему осуществляются в отсутствие внятной стратегии и экономического обоснования. Некоторые изменения, в т.ч. существенные, требуют дополнительных пояснений.

Как и ранее, ни при принятии бюджета, ни при его корректировке всерьез не обсуждались и не обсуждаются приоритетные направления деятельности городской власти. Более того, судя по представленным документам, невозможно определить, есть ли они вообще. Таким образом, игнорируется суть бюджета как главного инструмента экономической политики.

Из документов, доступных для анализа, невозможно определить целесообразность корректировки тех или иных статей, в том числе на крупные суммы. Пояснительная записка к проекту закона о многих существенных изменениях не упоминает.

В частности, в пояснительной записке отсутствует обоснование следующих существенных корректировкам в расходной части бюджета:

  • по статье «Субсидия на финансирование выполнения услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге, включенных в региональную программу капитального ремонта» – уменьшение на 1,02 млрд руб., или на 13,7%;
  • по статье «Субсидии некоммерческим организациям на возмещение затрат по реализации социальных заказов и выполнению общественно-полезных программ» – уменьшение на 436,2 млн руб., или на 93,1%;
  • по статье «Расходы на приобретение немонтируемого оборудования и инвентаря для оснащения вводных объектов здравоохранения» – уменьшение на 411 млн руб., или на 99,3%;
  • по статье «Расходы на предоставление субсидий гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» – уменьшение на 392,4 млн руб., или на 38,3%.

В отсутствие убедительных обоснований такое значительное уменьшение расходов, имеющих социальное значение и затрагивающих в т.ч. незащищенные категории населения, представляется недопустимым и приводит к выводу, что расходы бюджета планируются и корректируются властями города без учета интересов граждан и сложной макроэкономической ситуации.

Целесообразность увеличения плана по отдельным статьям расходов также вызывает сомнения.  

Как и раньше, без объяснения причин на 324,7 млн руб. увеличивается резервный фонд Правительства Санкт-Петербурга, при том что из года в год исполнение расходов по этой статье составляет 0%.

По статье «Средства, направляемые в бюджет Территориального фонда ОМС, на дополнительное финансовое обеспечение реализации территориальной программы ОМС в пределах базовой программы ОМС» предусмотрено увеличение расходов на 1,1 млрд руб., или на 11,3%; как сказано в пояснительной записке, дополнительные средства в 2016 году предусмотрены «с целью обеспечения выполнения Указов Президента РФ, утвержденных в мае 2012 года» на повышение оплаты труда в учреждениях, финансируемых за счет ТФОМС. Чем вызвана необходимость столь существенной корректировки статьи, расходные обязательства по которой установлены давно и не подлежат изменению – не объясняется.

Возрастают на 559 млн руб. «Расходы на мероприятия по оплате почтовых расходов, связанных с отправкой протоколов об административных правонарушениях и контроля оплаты наложенных штрафов». При этом планируется рост доходов по статье «Денежные взыскания (штрафы) за правонарушения в области дорожного движения» на 1 млрд руб. Представляется, что прогноз, согласно которому почтовые расходы по отправке протоколов составят более 50% полученных штрафов, требует, как минимум,  дополнительных расчетов и обоснований.

4. Вновь присутствуют недостатки бюджетного процесса, отмеченные в прошедших периодах, в том числе:

- не проводится анализ эффективности использования бюджетных средств;

- депутатам в очередной раз предлагается утвердить перераспределение значительных объемов бюджетных средств в отсутствие доступа, в т.ч. для представителей экспертного сообщества, к каким бы то ни было расчетам и обоснованиям;

- не учтены замечания и рекомендации, сформулированные по результатам проведения проверок Контрольно-счетной палатой в 2015 году и ранее.

В целом, учитывая серьезные и принципиальные недостатки представленного законопроекта, фракция «ЯБЛОКО» не поддерживает принятие проекта закона Санкт-Петербурга «О внесении изменений и дополнений в Закон Санкт-Петербурга «О бюджете Санкт-Петербурга на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов».

Руководитель фракции «ЯБЛОКО»

Г. А. Явлинский

 

Вконтакте: