О проекте корректировки бюджета Санкт-Петербурга на 2015 год и проекте бюджета Санкт-Петербурга на 2016 год (второе чтение)

18.11.2015

В заявлении по проектам законов «О внесении изменений и дополнений в Закон Санкт-Петербурга «О бюджете Санкт-Петербурга на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» и «О бюджете Санкт Петербурга на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов» в первом чтении фракция «ЯБЛОКО» указывала на существенные недостатки рассматриваемых законопроектов и бюджетного процесса в целом.

Проанализировав поправки, представленные Губернатором Санкт-Петербурга и бюджетно-финансовым комитетом ко второму чтению законопроектов, считаем необходимым отметить следующее.

1. Поправка Губернатора меняет основные параметры бюджета, увеличивая государственный долг

Расходы бюджета на 2016 год в соответствии с поправкой Губернатора Санкт-Петербурга увеличиваются на 8,4 млрд руб., дефицит бюджета – на 8 млрд руб. Источником финансирования дефицита бюджета станет увеличение внутреннего долга.

Изменение основных параметров бюджета ко второму чтению делает бессмысленным их утверждение ЗакСом в первом чтении.

Губернаторская поправка также меняет основные параметры бюджета и ведомственную структуру расходов на 2017 – 2018 годы, что в нынешних экономических условиях также делает бессмысленным первое чтение бюджета.

2. Несмотря на многочисленные обещания и заверения, «поправка БФК» так и не стала персонально прозрачной. Она трансформирована в четыре поправки, авторами каждой из которых выступают три фракции («Единая Россия», «Справедливая Россия» и ЛДПР) и группа беспартийных депутатов.

При этом из 2,6 млрд руб. трансформированной «поправки БФК» (0,5% бюджетных расходов) 2,1 млрд приходится на «Единую Россию» (80% поправки берет себе фракция, имеющая 40% депутатских мандатов).

Проведенная «трансформация» не меняет сути дела. 

Во-первых, как и раньше, поправка анонимна и непрозрачна: неизвестно, кто конкретно из коллектива авторов несет личную ответственность за свое предложение о выделении и «освоении» средств. 

Во-вторых, участие в формировании поправок фракций, которые, в отличие от всех других, будут приняты Законодательным Собранием наряду с поправкой губернатора, позволяется исключительно тем фракциям и группам, которые голосовали за принятие бюджета в первом чтении. Теперь мы видим это более отчетливо, и, несмотря на недопущенное 28 октября поименное голосование, понимаем, из чего сложились 39 голосов, отданные «за» принятие бюджета, из кого на самом деле состоит парламентское большинство по такому ключевому вопросу, как принятие городского бюджета, то есть – одобрение экономической политики городской администрации. И видим, кто из депутатов готов обменять свой голос на возможность распределить десятки миллионов бюджетных средств, выдав впоследствии выделение соответствующего финансирования за свою личную заслугу. Особенно, в предвыборный год.

Сказанное означает, что «поправка БФК», ныне разделенная на четыре «субпоправки», остается коррупциогенным фактором.

Следует отметить, что значительная часть изменений связана с увеличением расходов на обслуживание приемных депутатов, организацию и проведение неназванных мероприятий, субсидии неизвестным организациям. Как обычно, отсутствуют расчеты и обоснования перераспределения бюджетных расходов, в отсутствие которых невозможно сделать вывод о целесообразности внесения изменений. Кому достанутся конкретные суммы – знают только анонимные инициаторы поправок и распорядители бюджетных средств.

Мы уверены: ни фракции, ни комиссии, ни комитеты городского парламента не должны выступать инициаторами законопроектов и/или изменений к ним. Ответственность за любые законодательные инициативы должна быть только персональной. Так, регламент Государственной Думы РФ не включает их в перечень субъектов права законодательной инициативы. Поэтому «ЯБЛОКО» снова будет предлагать соответствующие изменения в закон о бюджетном процессе.

3. Вторая корректировка бюджета на 2015 год не соответствует заявленной цели

Поправки к проекту закона о корректировке бюджета на 2015 год содержат много изменений, не связанных с заявленной причиной якобы «технической» осенней корректировки – поступлением средств из федерального бюджета. В частности, губернаторской поправкой на 257 млн руб. уменьшается Адресная инвестиционная программа, что, очевидно, связано с ее заведомым невыполнением в 2015 году. Множество других корректировок расходной части бюджета также направлены на приближение плановых показателей бюджета, характеризующихся низким исполнением, к фактическим.

Все вышеперечисленное свидетельствует о низком качестве планирования и бюджетного процесса в целом.

Учитывая серьезные и принципиальные недостатки проектов «О внесении изменений и дополнений в Закон Санкт-Петербурга «О бюджете Санкт-Петербурга на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» и «О бюджете Санкт Петербурга на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов», фракция «ЯБЛОКО» в целом не поддерживает принятие указанных проектов во втором чтении.

Руководитель фракции «ЯБЛОКО»

Г. А. Явлинский

Вконтакте: