О проекте корректировки бюджета Санкт-Петербурга на 2015 год и проекте бюджета Санкт-Петербурга на 2016 год (первое чтение)

28.10.2015

Проанализировав представленные Губернатором Санкт-Петербурга проекты корректировки городского бюджета на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов и бюджета на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов, фракция «ЯБЛОКО» считает необходимым отметить следующее.

1. В предложенных законопроектах не учитывается ухудшение экономической ситуации.

Ухудшающаяся экономическая ситуация в России, сокращение потребительского спроса и падение реальных доходов населения позволяют говорить о том, что низшая точка падения экономики еще далеко не пройдена.

В 2015 году ожидается резкое падение ВВП не менее, чем на 3,6%, а в будущем году стагнация в сочетании с высокой инфляцией продолжится.

Реальные доходы россиян в сентябре упали на 4,3%. В целом за январь-сентябрь доходы населения в реальном выражении сократились на 3,3%. Падение доходов граждан России продолжается с ноября 2014 года.

В Петербурге по некоторым экономическим показателям ситуация складывается даже хуже, чем в целом по России. По итогам 9 месяцев в городе оборот оптовой торговли сократился на 14,1%, розничной – на 10,5%. Сокращаются инвестиции в основной капитал и индекс промышленного производства. Объем производства петербургских автозаводов за три квартала упал на 18%. На 10,7% выросли цены.

По качеству жизни Санкт-Петербург опустился в рейтинге с 10-го места в 2011 году на 38-е место. Эксперты считают причинами отставания Петербурга от других городов «низкий уровень доступности жилья, низкий уровень потребительских расходов, неблагоприятные экологические условия, низкий уровень активности в секторе городского благоустройства».

Факт затяжного серьезного экономического кризиса признан руководством города. По словам Георгия Полтавченко, «такого кризиса еще не было на нашей памяти. Ждать, что следующий год будет экономически легче, нельзя».

Тем не менее, если весенняя корректировка бюджета-2015 была заявлена как антикризисная (и доходы, и расходы бюджета были секвестрированы), то в пояснительной записке ко второй корректировке нет даже упоминания об ухудшении экономической ситуации: она сводится к увеличению доходов на 3,3 млрд рублей из федерального бюджета и перераспределению расходов по нескольким сотням статей бюджета без указания причин корректировки в большинстве случаев. Неспособность разработчиков внятно объяснить причины и характер корректировки вызывает сожаление.

Также не нашел отражения ни в корректировке текущего бюджета, ни в проекте бюджета на 2016 – 2018 года антикризисный план, принятый в прошлом году правительством Санкт-Петербурга.

2. Бюджет на будущий год и плановый период представлен в условиях высокой степени неопределенности макроэкономических прогнозов.

На прошлой неделе в Госдуму внесен проект федерального бюджета на 2016 год. Формирование бюджета на один год вместо трех и приостановка на 2016 год применения бюджетного правила обусловлены сложностью прогнозирования в сложившихся экономических условиях.

По прогнозам Минфина, доходы бюджетов будут сокращаться (с 35,8% ВВП в 2015 году до 30,9% — в 2030-м). Если не повышать налоги и сохранять расходы относительно ВВП на уровне 2016 года, к 2030 году дефицит бюджетной системы вырастет до 8% ВВП. Это создаст риски для экономической безопасности страны.

Однако власти Санкт-Петербурга не воспользовались предоставленным правом выбора горизонта планирования и по-прежнему собираются утверждать бюджет на будущий год и плановый период. Хотя, как указывается в заключении Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга, с 2011 по 2015 годы «фактические данные о номинальном объеме ВРП, темпе роста ВРП, об индексе потребительских цен, об уровне инфляции ежегодно существенно отличались от прогнозируемых основных макроэкономических показателей, разработанных на стадии утверждения Закона о бюджете на очередной финансовый год, что свидетельствует о недостаточной надежности прогноза».

В условиях неопределенной геополитической ситуации, действия болезненных экономических санкций, высокой волатильности курса рубля, принятие трехлетнего городского бюджета свидетельствует о крайне низком качестве экономического планирования и бессмысленной работе, проделанной комитетом финансов.

3. Работа по повышению эффективности расходов бюджета Санкт-Петербурга не ведется.

При разработке представленных законопроектов не учтены результаты исполнения бюджета ни текущего года, ни прошлых лет. Как и прежде, не проводится оценка эффективности использования бюджетных средств их главными распорядителями. Предусматривается увеличение расходов по сравнению с 2015 годом по многим статьям при недостаточном уровне освоения бюджетных ассигнований в 2014 году и в истекшем периоде 2015 года.

Меры, предложенные «ЯБЛОКОМ» и направленные на проведение антикризисной политики в Петербурге, были одобрены Губернатором Санкт-Петербурга, но практической работы по ним не ведется. В частности, до сих пор не приступила к работе комиссия при Губернаторе по повышению эффективности расходов бюджета. При этом недавно Смольным была создана очередная рабочая группа «по вопросам эффективности расходов бюджета», планы, функции и полномочия которой не известны.

На примере предложенных к рассмотрению законопроектов видно, что эта работа так и не ведется. Эффективность расходования бюджетных средств не обсуждается и не анализируется на протяжении последних 8-10 лет.

Как и ранее, в проекте бюджета не определены приоритеты, которые исключительно важны в период острых экономических и социальных кризисов. Так, например, по нашему мнению, в нынешних условиях было бы чрезвычайно важно поддержать наиболее нуждающихся жителей города, которые десятилетиями ждут улучшения жилищных условий. Однако вопреки этому на расселение коммунальных квартир в 2016 году предлагается направить 3,1 млрд. рублей (в 2015 году – 3,0 млрд. рублей). Это не только заведомо недостаточно для расселения коммунальных квартир в разумные сроки, но и меньше, чем предусмотрено государственной программой (3,5 млрд. рублей в 2016 году). Такими темпами большинство жителей коммунальных квартир так и не дождётся расселения. При этом поправки, которые депутаты не раз вносили в целях увеличения финансирования расходов на эти цели, неизменно отвергались как исполнительной властью, так и большинством депутатов Законодательного Собрания.

В этом же контексте нельзя не сказать об объявленных властями Петербурга планах по увеличению платы за проезд на городском общественном транспорте, в размере, существенно превышающем показатели инфляции. На наш взгляд, такое повышение не может обосновываться объемом бюджетных средств, предусмотренных на 2016 год для транспортных монополистов – как на дотации, так и для закупки подвижного состава.

4. Степень прозрачности бюджетного процесса остается неудовлетворительной.

Финансирование значительной части расходов бюджета по-прежнему нуждается в обосновании. Так, Контрольно–счетной палатой выявлены случаи отсутствия проектов ведомственного перечня, технологических регламентов, государственных заданий на оказание государственных услуг. Субсидии некоторым подведомственным учреждениям предоставляются без учета утвержденных значений нормативов. По ряду расходных статей расчеты и обоснования вообще не представлены.

К проекту корректировки бюджета на 2015 год также есть замечания по обоснованию заявленных объемов финансирования, в том числе на крупные суммы. В частности, планируется приобретение в государственную собственность Санкт-Петербурга нескольких объектов недвижимости на общую сумму 1,4 млрд. рублей в отсутствие нормативного правового акта, устанавливающего принятое решение о бюджетных инвестициях на приобретение этих объектов.

Как показывает опыт всех последних лет, после прохождения процедуры утверждения Законодательным Собрания Санкт-Петербурга проект бюджета становится еще менее прозрачным – из-за так называемой анонимной «депутатской поправки». На сегодняшний день нет оснований полагать, что в этом году анонимной коррупционной «поправки БФК» не будет, даже несмотря на то, что внимание правоохранительных органов, проявившееся в последнее время в отношении исполнения этой поправки – одно из доказательств ее коррупционного характера. Сохранение этой поправки ведет к бесконтрольности и безответственности разработчиков проекта бюджета, которые знают, что бюджет примут независимо от его качества – потому что большинство депутатов хочет получить свою долю в «поправке БФК».

Мы по-прежнему считаем такой способ принятия бюджета политической коррупцией и настаиваем на ликвидации порядка внесения анонимной поправки.

Слушания по проекту бюджета на 2016 год, как это принято в последние годы, опять проведены в «заочной форме», исключающей публичное обсуждение бюджета и реальную дискуссию с привлечением общественных организаций, независимых экспертов и граждан.

В целом, учитывая серьезные и принципиальные недостатки представленных законопроектов, фракция «ЯБЛОКО» не поддерживает принятие проектов законов «О внесении изменений и дополнений в Закон Санкт-Петербурга «О бюджете Санкт-Петербурга на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» и «О бюджете Санкт Петербурга на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов».

Руководитель фракции «ЯБЛОКО»

Г. А. Явлинский

 

Вконтакте: