О проекте корректировки бюджета Санкт-Петербурга на 2015 год (второе чтение)

20.05.2015

В заявлении по проекту Закона Санкт-Петербурга «О внесении изменений и дополнений в Закон Санкт-Петербурга «О бюджете Санкт-Петербурга на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» в первом чтении фракция «ЯБЛОКО» указывала на системные недостатки бюджетного процесса, не позволяющие считать бюджет города экономически обоснованным, прозрачным и профессионально удовлетворительным.

Следует отметить, что поправки ко второму чтению учитывают часть замечаний и устраняют некоторые недостатки, отмеченные нами по результатам анализа внесенного законопроекта. В частности, предусмотрены дополнительные ассигнования на отдельные меры социальной поддержки населения, на капитальный ремонт и приобретение оборудования учреждениями здравоохранения и культуры. Значительно (с 322 до 36 млн руб.) сокращено финансирование реконструкции здания «Центра современного искусства имени Сергея Курехина», необходимость которого не могли внятно объяснить представители Администрации Санкт-Петербурга при представлении законопроекта в первом чтении.

Однако в целом проблемы бюджета города и бюджетного процесса остаются нерешенными.

По-прежнему значительные объемы денежных средств перераспределяются без каких бы то ни было расчетов и обоснований. Пресс-релиз Комитета финансов, поясняющий поправку Губернатора, не раскрывает, с какой целью в условиях бюджетного дефицита и существенного сокращения расходов Адресной инвестиционной программы (почти на 10 млрд руб.) в очередной раз увеличиваются отчисления в резервный фонд Правительства Санкт-Петербурга (на 340,4 млн руб.). Комитет по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями дополнительно получит на «проведение городских массовых и просветительских мероприятий», «организацию и проведение мероприятий, направленных на развитие добровольчества», «проведение фестивалей и конкурсов в сфере молодежной политики» и другие подобные мероприятия в общей сложности более 56,5 млн руб.

Как и раньше, остается непрозрачным подход к финансированию государственных унитарных предприятий. Так, почти 2 млрд руб. поправка Губернатора направляет на «субсидии ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» на возмещение недополученных доходов».

Кроме того, без внятных объяснений увеличены расходы:

  • «на обеспечение централизованного оформления Санкт-Петербурга к международным, общепризнанным (традиционным), общероссийским и городским праздникам» – 100 млн руб.;
  • «в виде грантов Санкт-Петербурга в сфере средств массовой информации» – 50 млн руб.;
  • «на формирование экологической культуры и пропаганду экологических знаний» – 24 млн руб. (при этом, например, «расходы на реализацию мероприятий по обеспечению экологической безопасности акваторий водных объектов» уменьшаются на 24,4 млн руб.);
  • на обеспечение закупки средств автоматизации и программного обеспечения – 17,8 млн руб.;

О низком качестве планирования говорит и тот факт, что расходы бюджета в рамках Адресной инвестиционной программы в соответствии с поправкой Губернатора сокращаются на 9,8 млрд руб. (более чем на 10%) «в связи с невозможностью освоения», в частности – из-за отсутствия экспертизы проектов, невозможности ввода объектов в 2015 году, отсутствия разрешений на строительство и т.п. Возникает вопрос: каким образом такие объекты вообще могли попасть в АИП?

Как и в предыдущие годы, после установленного срока, а точнее – за два дня до второго чтения проекта закона, вносится так называемая «поправка БФК». Этот факт еще раз наглядно демонстрирует непрозрачность бюджетного процесса в Санкт-Петербурге – поправка по-прежнему анонимна (не содержит информации о том, кто конкретно из депутатов Законодательного Собрания инициировал те или иные изменения в бюджете) и не позволяет, за редкими исключениями, установить, на какие конкретно цели и кому предлагается направить бюджетные средства. Средства в размере 1,3 млрд руб. перераспределяются без объяснений, расчетов и обоснований, а дата поступления документов делает невозможным серьезный анализ данных изменений в проект закона. Это, как неоднократно заявляла фракция «ЯБЛОКО», является примером политической коррупции.

Так, поправкой БФК предусмотрено уменьшение расходов по статье «Резервный фонд Правительства Санкт-Петербурга» на 913,7 млн руб. При этом в проекте закона первоначально планировалось увеличение данной статьи на 1,34 млрд руб., а в поправке Губернатора – увеличение еще на 340 млн руб. В чем причина таких существенных изменений, не объясняется.

Комитет по культуре получит дополнительно 268,3 млн руб. в качестве субсидий «на иные цели гос. бюджетным и авт. учреждениям на выполнение работ (оказ.услуг) по сохранению объектов культурного наследия, а также работ (услуг), связ. c кап.ремонтом зданий (сооруж., помещ.), заним. гоc.учреждениями культуры и кинематографии» – при том, что ранее поправкой Губернатора эта статья расходов уже была увеличена на 257,3 млн руб. (первоначально на эти цели запланировано 812,4 млн руб.).

Комитет по промышленной политике и инновациям на 1,6 млн руб. увеличил расходы на свое содержание за счет уменьшения расходов «на проведение мероприятий по развитию промышленности Санкт-Петербурга».

Как и прежде, в проекте бюджета не обозначены приоритетные направления расходования средств. Перераспределение ассигнований по расходным статьям выглядит бессистемным и хаотичным, а тезис об «антикризисности бюджета» не может рассматриваться всерьез в отсутствие уточненного прогноза социально-экономического развития и без учета сложившейся макроэкономической ситуации.

Еще раз подчеркиваем, что в отсутствие системного стратегического подхода к планированию бюджета, без составления бюджетного прогноза на долгосрочный период, при существующем низком уровне прозрачности бюджетного процесса и доступности информации невозможно добиться каких-либо заметных улучшений ни в области бюджетного процесса, ни в качестве жизни граждан Санкт-Петербурга в целом.

Учитывая сказанное, а также то, что проект Закона Санкт-Петербурга «О внесении изменений и дополнений в Закон Санкт-Петербурга «О бюджете Санкт-Петербурга на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» вновь содержит анонимную, так называемую «поправку БФК», фракция «ЯБЛОКО» не поддерживает принятие указанного проекта во втором чтении и, как ранее, будет голосовать против поправки БФК.

Руководитель фракции «ЯБЛОКО»

Г. А. Явлинский

 

Вконтакте: