О проекте корректировки бюджета Санкт-Петербурга на 2015 год (первое чтение)

29.04.2015

Проанализировав представленный Губернатором Санкт-Петербурга проект корректировки городского бюджета на 2015 год и плановый период 2016-17 годов, фракция «ЯБЛОКО» считает необходимым отметить следующее.

1. Планирование и корректировка бюджета осуществляются в отсутствие внятной стратегии и экономического обоснования.

Хотя предлагаемая корректировка заявлена как «антикризисная», а «приоритет расходов на социальное обеспечение жителей Санкт-Петербурга» назван одним из основных принципов корректировки расходной части бюджета, из представленного законопроекта без дополнительных пояснений это не усматривается.

Ни при принятии бюджета, ни при его корректировке всерьез не обсуждались и не обсуждаются приоритетные направления деятельности властей Санкт-Петербурга. По представленным документам невозможно определить, есть ли они вообще. Таким образом, игнорируется суть бюджета как главного инструмента экономической политики.

Расходы бюджета планируются и корректируются без анализа интересов граждан в новой сложной экономической ситуации. Бессистемное распределение средств вместо их концентрации на ключевых сферах и проблемах не позволило добиться существенных результатов ни на одном из важных направлений развития города даже в благоприятных условиях хозяйствования, и тем более недопустимо в условиях кризиса.

Мы неоднократно указывали, что планирование и корректировка бюджета должны осуществляться с учетом реальной экономической ситуации в городе, исходя из анализа результатов исполнения бюджета прошлых лет и на основе уточненного прогноза социально-экономического развития. Однако из представленных документов к законопроекту невозможно понять, как учитываются – и учитываются ли – данные факторы. Напротив, согласно заключению Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга, планируемые изменения «не учитывают сложившейся макроэкономической ситуации и не основаны на разработанном уточненном прогнозе социально-экономического развития» (что является нарушением как регионального, так и федерального налогового законодательства).

Тогда в чем, собственно, заключается «антикризисность» бюджета и «приоритет расходов на социальное обеспечение», и как предложенные изменения помогут населению и предпринимателям в преодолении существующих и потенциальных проблем?

Очевидно, что в изменившихся экономических условиях корректировке должны быть подвергнуты не только параметры бюджета, но и все планы и социально-экономические ориентиры развития города, начиная со Стратегии-2030.

Если же бюджет корректируется без соответствующего экономического обоснования, – это означает, что у его авторов нет представления о целях и задачах корректировки, что является непозволительной роскошью в условиях сложной экономической ситуации.

Таким образом, можно сделать вывод, что качество управления государственными финансами города пока не улучшается (что подтверждается выводами КСП по результатам анализа представленного законопроекта).

2. Одной из главных причин корректировки бюджета названо «осложнение экономической ситуации». Однако некоторые изменения, в том числе существенные, требуют дополнительных пояснений.

Согласно проекту закона и доходы, и расходы бюджета уменьшаются на 23,4 млрд руб. При этом в расходной части бюджета общая сумма положительных корректировок (увеличение расходов) составляет 9,2 млрд руб., отрицательных – 32,6 млрд руб.

Перераспределение ассигнований по статьям расходов выглядит бессистемным и хаотичным. Не обозначены «защищенные», социально значимые статьи бюджета.

Из документов, доступных для анализа, невозможно определить целесообразность корректировки тех или иных статей, в том числе на крупные суммы. Пояснительная записка к проекту закона о многих существенных изменениях не упоминает.

Например, резервный фонд Правительства Санкт-Петербурга без объяснения причин увеличивается на 1,34 млрд руб., или на 28%, и составит, согласно проекту закона, 6,13 млрд руб. При этом в 2014 году по данной статье расходов были утверждены ассигнования в размере 5,7 млрд руб., исполнение составило 0% (в 2013 и 2012 гг – 6,99 млрд руб. и 5,16 млрд руб. соответственно, исполнение 0%). В чем заключается смысл увеличения резервного фонда в сложной экономической ситуации – когда, например, средства федерального Резервного фонда планируется использовать на покрытие дефицита бюджета, – без дополнительных разъяснений понять невозможно.

«Расходы на обеспечение закупки средств автоматизации и программного обеспечения» для Комитета по информатизации и связи увеличиваются на 1,86 млн руб., или в 2,5 раза, до 2,6 млрд руб.

В пояснительной записке о корректировке этих двух статей расходов не упоминается, хотя они являются крупнейшими и в сумме составляют более трети положительных корректировок расходных статей.

Статья «расходы на капитальные вложения по отрасли «Связь и информатика» в соответствии с АИП» увеличивается на 447 млн руб., или в 1,3 раза.

Статья «субсидии социально ориентированным некоммерческим организациям на развитие кинематографии» будет увеличена с 6 млн руб. до 43,75 млн руб., или в 7,3 раза.

На 33% (39 млн руб.) увеличены «расходы на обеспечение централизованного оформления Санкт-Петербурга к международным, общепризнанным (традиционным), общероссийским и городским праздникам». При этом, однако, «расходы на проведение мероприятий, посвященных Дню Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов – 9 мая» и «расходы на подготовку и проведение мероприятий, связанных с празднованием 70-летия Победы в Великой Отечественной войне» сокращаются в общей сложности на 952 тыс. руб.

Появляются и новые статьи расходов, целесообразность введения в настоящий момент которых вызывает сомнения, например:

  • «расходы на научно-методическое обеспечение информатизации в Санкт-Петербурге» (2,95 млн руб.);
  • «расходы на проведение мероприятий по участию граждан в охране общественного порядка» (1,4 млн руб.).
  • «строительство здания для Санкт-Петербургского государственного учреждения «центр современного искусства имени Сергея Курехина» (332 млн. рублей)

Вывод о недостаточной обоснованности корректировки расходных статей подтверждается и заключением КСП Санкт-Петербурга, в котором в очередной раз указывается, что большинство расчетов и обоснований по увеличению статей расходов «составлены формально, зачастую с констатацией необходимых объемов средств, и лишь незначительная их часть содержит предполагаемые последствия, являясь по сути больше пожеланиями, а не результатом серьезного финансово-экономического обоснования».

По расчетам КСП, требования законодательства Санкт-Петербурга об одновременном предоставлении расчетов и обоснований вносимых изменений по увеличению расходов бюджета на общую сумму 4,4 млрд руб. выполнены частично. При этом вообще не представлены расчеты и обоснования увеличения расходов по четырем целевым статьям на общую сумму 77,1 млн руб.; по объектам АИП – на общую сумму 3,4 млрд руб.

При этом – опять же без пояснений, расчетов и обоснований – сокращаются некоторые расходы социальной сферы и здравоохранения, в том числе:

- расходы на совершенствование системы оказания медицинской помощи больным туберкулезом уменьшаются с 525,7 млн руб. до 420,2 млн руб., или на 20%;

- расходы на капитальный и текущий ремонт учреждений образования уменьшаются на 790 млн руб. (26%); учреждений здравоохранения – на 177 млн руб. (8%).

- субсидии бюджетным учреждениям – территориальным центрам и отделениям оказания социальной помощи на дому на финансовое обеспечение выполнения государственного задания уменьшены на 346 млн руб. (9%), в т.ч. в Красносельском районе – на 234 млн руб (100% от первоначально выделенной суммы);

  • статья расходов «содержание больниц, клиник» сокращается на 110,9 млн руб. (3,5%);
  • на 153 млн руб. (6%) уменьшены «расходы на социальную поддержку пенсионеров, не относящихся к льготным категориям»;
  • на 96,7 млн руб. (4,6%) сокращаются «расходы на предоставление мер социальной поддержки ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним». При этом у того же главного распорядителя бюджетных средств (Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга») более чем на треть увеличатся «расходы на предоставление дополнительных мер социальной поддержки спортсменам и тренерам в Санкт-Петербурге» – со 163 млн руб. до 219 млн руб.

Существенное сокращение некоторых статей расходов на здравоохранение и социальные нужды означает, что в 2015 году не будут достигнуты целевые показатели соответствующих госпрограмм. С учетом ежегодного неисполнения даже запланированных расходов по этим важнейшим отраслям городского хозяйства тезис о социальной ориентированности бюджета не выдерживает никакой критики. 

Так, согласно информации об исполнении бюджета Санкт-Петербурга за январь-февраль 2015 года, представленной КСП, «поскольку фактическое исполнение АИП ... пока значительно ниже исполнения программных расходов в целом, то возникает риск неисполнения государственных программ Санкт-Петербурга, в которые включены расходы развития, кроме того, необходимо учитывать тенденцию предыдущих лет, когда ввод в эксплуатацию большинства социальных объектов был сорван».

В целом, что также подтверждается КСП, оценить обоснованность, целесообразность и законность уменьшения расходных статей не представляется возможным, так как законодательством Санкт-Петербурга не предусмотрено предоставление расчетов и обоснований уменьшения расходов.

Следует напомнить, что соответствующие поправки были предложены фракцией «ЯБЛОКО» в законопроекте о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О бюджетном процессе в Санкт-Петербурге» в 2014 году.

3. Вновь присутствуют недостатки бюджетного процесса, отмеченные в прошедших периодах, в том числе:

- не проводится анализ эффективности использования бюджетных средств (решение Губернатора по созданию Комиссии по эффективности бюджетных расходов до сих пор не выполнено);

- депутатам в очередной раз предлагается утвердить перераспределение значительных объемов бюджетных средств в отсутствие доступа, в т. ч. для представителей экспертного сообщества, к каким бы то ни было расчетам и обоснованиям;

- не учтены замечания и рекомендации, сформулированные по результатам проведения проверок КСП в 2014 году и ранее, в т.ч. в отношении существенных (вплоть до уголовных дел) нарушений порядка использования бюджетных средств;

- большое количество изменений, не подкрепленных расчетами и обоснованиями, свидетельствует о низком качестве планирования.

В целом, учитывая серьезные и принципиальные недостатки представленного законопроекта, фракция «ЯБЛОКО» не поддерживает принятие проекта закона Санкт-Петербурга «О бюджете Санкт-Петербурга на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».

Руководитель фракции «ЯБЛОКО»

Г. А. Явлинский

 

Вконтакте: