Об исполнении бюджета Санкт-Петербурга за 2013 год

18.06.2014

Фракция «ЯБЛОКО» расценивает исполнение бюджета Санкт-Петербурга за 2013 год как столь же неудовлетворительное, как и исполнение бюджета за 2011-2012 годы, и призывает депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга отклонить проект закона «Об исполнении бюджета Санкт-Петербурга за 2013 год» по следующим обстоятельствам:

1. Сложившаяся экономическая ситуация по итогам года показала, что по большинству показателей прогноза социально-экономического развития Санкт-Петербурга, представленных к проекту бюджета на 2013 год, планируемые по второму умеренно-оптимистичному варианту прогноза значения не достигнуты.

  • индекс промышленного производства составил 98,5% к 2012 году, что на 5,5 процентных пункта ниже прогнозируемого значения в 104%;
  • инфляция составила 106,7%, что выше показателя по Российской Федерации и Москве на 0,2 и 0,5 процентных пункта, соответственно, и на 0,8 процентных пункта выше прогнозируемого значения в 105,9%;
  • объем работ, выполненных по виду деятельности «строительство» составил 95,3% к 2012 году, что на 5,5 процентных пункта ниже прогнозируемого значения в 100,8 %.

2. Программа социально–экономического развития Санкт-Петербурга в 2013 году отсутствовала, так же, как и в 2012 году. Между тем, согласно Уставу Санкт-Петербурга это Программа разрабатывается Правительством (статья 44) и представляется Губернатором (статья 42) в Законодательное Собрание для ее утверждения законом Санкт-Петербурга (статья 30). Соответственно, уже второй год главная цель социально-экономического развития Санкт-Петербурга, цели и целевые ориентиры, а также пути их достижения не установлены.

В соответствии со ст. 34 Бюджетного Кодекса РФ «при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств…». В отсутствии установленных целей и целевых ориентиров не представляется возможным определить, какие «заданные результаты» были достигнуты при исполнении бюджета 2013 года, как исполнение бюджета 2013 года соотносится с целями и задачами, стоящими перед городом. Бюджет из инструмента развития города превращается в список трат.

На наш взгляд, отсутствие Программы социально-экономического развития Санкт-Петербурга следует расценивать как неполное предоставление данных (ст. 36 Закона Санкт-Петербурга «О бюджетном процессе в Санкт-Петербурге»), что является прямым основанием для отклонения проекта закона «Об исполнении бюджета Санкт-Петербурга за 2013 год».

3. Исполнение бюджета по расходам в 2012 году (с учетом корректировки бюджета) составило 87,6%, в 2013 году – 90%. Неисполненные расходные обязательства бюджета в 2012 году составили 53 млрд руб., в 2013 году – 44 млрд руб.

 

Улучшение по сравнению с прошлым годом если и есть, то несущественное: в 2013 году исполнение расходов лишь на 2,4 % лучше исполнения расходов 2012 года, но на 1,4 % хуже, чем в 2011 году.  Между тем, «неисполненные» миллиарды – это не построенные школы, поликлиники, детские сады и станции метро, очередники, так и не получившие квартиры после многолетнего ожидания, больные, которым не досталось необходимого лекарства.

Причины неисполнения бюджета известны, и «ЯБЛОКО» не раз об этом говорило. Эти причины повторяются из года в год, и каждый год, подводя итоги исполнения бюджета, исполнительная власть Санкт-Петербурга обещает принять меры по улучшению планирования и исполнения бюджета. Но ничего не меняется.

В 2013 году Губернатор Санкт-Петербурга в связи с низким исполнением расходной части бюджета объявил выговоры некоторым чиновникам, и лишил итоговой премии не только их, но и себя. На что это повлияло? Ни на что. При внесении проекта бюджета на 2013 год заявленная оценка исполнения расходов составляла 99%. Получилось – 90%. При этом, как указывает Контрольно-счетная палата Санкт-Петербурга, «большинство участников бюджетного процесса не учитывают необходимость выполнения ими в полном объеме принятых бюджетных обязательств».

Бюджетные обязательства Санкт-Петербурга на общую сумму 1 млрд рублей главными распорядителями вообще не были исполнены и не были перераспределены в ходе исполнения бюджета на другие целевые статьи расходов, что исключило возможность их результативного использования, и противоречит требованиям ст. 34 БК РФ, согласно которой при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Каждый год главные распорядители бюджетных средств оказываются не в состоянии исполнить даже первоначально утвержденные бюджетные назначения, а в ходе корректировки эти назначения увеличивают. Несбалансированное исполнение бюджета приводит к образованию значительных остатков временно свободных средств – на 1 января 2014 года они составили 50 млрд руб.

2. Исполнение Адресной инвестиционной программы (АИП)

Общий объем капитальных вложений в 2013 году в рамках АИП составил 19,6 % от общей суммы расходов бюджета Санкт-Петербурга на 2013 год. Ассигнования освоены на 75,4%, т.е. неосвоение лимитов финансирования АИП составляет почти четверть от предусмотренных расходов.

По мнению Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга, «неосвоением установленных Законом о бюджете лимитов финансирования АИП нанесен ущерб интересам жителей города, так как указанные средства были зарезервированы на социальные цели, и не могли быть направлены на финансирование иных расходов, в том числе также носящих социальный характер».

- В 2013 году не осуществлялось финансирование работ по 38 объектам с общим лимитом финансирования 2 млрд руб. Некоторые из этих объектов не перенесены на следующий год;

- На 0,5% освоено финансирование проектирования и строительства инфекционной больницы на 600 коек на Бухарестской улице. В АИП 2014–2016 годов объект не включен;

- тремя государственными заказчиками представлена недостоверная отчетность об исполнении АИП, в которой не отражены расходы, произведенные в рамках АИП на 2013 год на оплату исполнительных листов в соответствии с решениями Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области на общую сумму 424 801,1 тыс. рублей.

Вывод Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга: «Неисполнение расходных обязательств АИП в 2013 году привело к нарушению Закона о бюджете вследствие неосвоения бюджетных ассигнований главными распорядителями и невыполнения ими своих функций, что является нарушением ст. 158 БК РФ».

Предоставление недостоверной отчетности, выявленное Контрольно-счетной палатой, приводит к недостоверному отражению данных в проекте закона «Об исполнении бюджета Санкт-Петербурга за 2013 год» (ст. 36 Закона Санкт-Петербурга «О бюджетном процессе в Санкт-Петербурге») и является основанием для отклонения проекта закона.

3. Финансирование целевых программ происходит «по остаточному принципу», что противоречит требованиям Бюджетного Кодекса РФ и Закона Санкт-Петербурга «О бюджетном процессе в Санкт-Петербурге» и позволяет исполнителям нивелировать ответственность за неисполнение программных мероприятий и не достижение поставленных задач и целей. Так, на реализацию целевых программ, утвержденных Законами Санкт-Петербурга и постановлениями Правительства Санкт-Петербурга, в бюджете было предусмотрено 46,9% от ассигнований, предусмотренных нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга. На реализацию целевой программы «Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге» в бюджете 2013 года было предусмотрено лишь 20,6% от ассигнований, предусмотренных Законом Санкт-Петербурга от 02.11.2007 № 513-101. При этом Жилищный комитет даже не обращался в Комитет финансов с просьбой об увеличении ассигнований.

Бюджетом 2013 года было предоставлено финансирование в объеме меньшем, чем установлено соответствующими постановлениями Правительства Санкт-Петербурга

- в размере 40,2% от утвержденного на реализацию плана мероприятий по модернизации психиатрической службы Санкт-Петербурга на 2012-2014 годы (в итоге не обеспечены лекарственными средствами больные льготной категории),

- в размере 19,4% от утвержденного на реализацию плана по комплексному контролю над диабетом в Санкт-Петербурге 2012-2014 годы,

- в размере 17,3% от утвержденного на реализацию плана мероприятий по развитию гериатрической службы в Санкт-Петербурге на 2011-2013 годы.

Не финансируются жизненно важные для города программы, при наличии значительных неиспользованных средств бюджета, которые могли бы быть перераспределены в течение года на эти цели.

4. Отсутствие публичного обсуждения исполнения бюджета

В 2014 году, в отличие от 2013 года, публичные слушания по закону об исполнении бюджета Санкт-Петербурга были проведены в заочной форме (!). Это исключило реальную возможность для граждан публично обсуждать исполнение бюджета (точнее, причины его очередного неисполнения).

Выводы

В связи с наличием в проекте закона «Об исполнении бюджета Санкт-Петербурга за 2013 год» фактов недостоверного или неполного отражения данных, фракция «ЯБЛОКО» считает необходимым отклонить проект закона.

Фракция «ЯБЛОКО» считает необходимым внести изменения в законодательство Санкт-Петербурга о бюджетном процессе, которые сделают процесс подготовки и корректировки бюджета открытым и прозрачным, предоставят общественности возможности для контроля и участия в управлении городскими финансами, исключат коррупциогенные положения, и позволят сделать бюджет обоснованным и соответствующим интересам жителей города.

Руководитель фракции «ЯБЛОКО»

Г. А. Явлинский

 

Вконтакте: