О проекте корректировки бюджета Санкт-Петербурга на 2014 год (второе чтение)

14.05.2014

В заявлении по проекту Закона Санкт-Петербурга «О внесении изменений и дополнений в Закон Санкт-Петербурга «О бюджете Санкт-Петербурга на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» в первом чтении фракция «ЯБЛОКО» указывала, что ежегодная корректировка бюджета свидетельствует о системных недостатках бюджетного процесса как в части планирования, так и в части освоения бюджетных ассигнований.

Как и в прошлые годы, значительные объемы денежных средств перераспределяются без каких бы то ни было расчетов и обоснований, нет даже пояснительной записки.

Как всегда, после срока, отведенного на поправки для второго чтения, «из ниоткуда» появляется «поправка БФК». Это предельно коррупциогенное «изобретение» бюджетного процесса Санкт-Петербурга – явление беспрецедентное, такого нет и не было ни в одном регионе, не говоря уже о федеральном бюджете.

Эта схема возникла в 1995 году в целях передачи части бюджета города в пользование депутатов в обмен за положительное голосование по бюджету и за остальные инициативы администрации Анатолия Собчака. Как правило, на эти нужды выделяется от 0,2 до 2% бюджета. Сумма не маленькая – в расчете на одного «правильно» голосующего депутата (это, как правило, «Единая Россия», ЛДПР, «Справедливая Россия» и иногда КПРФ) это составляет, по различным оценкам, до 4 млн долларов в год.

В 1998 году Верховный суд РФ в 1998 г. признал такую схему распоряжения бюджетными средствами незаконной[1]. Тем не менее, в несколько закамуфлированном виде ее сохранили и лишь с годами «совершенствуют». На смену «резервного фонда депутата» пришла «коллективная поправка», «пакетная поправка», «адресная программа» и, наконец, «поправка БФК».

Сегодня возможность потратить бюджетные средства есть уже только у тех, кто безропотно голосует за бюджет и другие инициативы администрации без их серьезного анализа по существу.

Ранее (например, в 2004 году) депутаты, фракции и органы Законодательного Собрания подавали к проекту бюджета более 200 поправок. Однако, с годами депутаты устранились от работы – в этом году кроме «поправки БФК» и губернатора, было подано лишь две поправки.

Это понятно: зачем подавать поправки, которые наверняка будут отклонены? Так в 2012 году были отклонены все поправки, кроме губернаторской и «поправки БФК».

«Поправка БФК» является анонимной (составляется на основе предложений депутатов, чье авторство в привязке к конкретным предложениям держится в тайне), не подкреплена никакими расчетами и обоснованиями и появляется уже после срока, отведенного на поправки ко второму чтению.

На этот раз перераспределяется 740 млн руб. (0,2% от расходов бюджета), при этом наиболее существенные изменения претерпевает резервный фонд Правительства Санкт-Петербурга (уменьшается на 137 млн руб.) и субсидии бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям (увеличиваются на 170 млн руб.). Адресаты подавляющего большинства субсидий не называются, а среди немногих названных обращает на себя внимание предоставление субсидии в 247 тыс. руб. петербургскому отделению «Молодой Гвардии Единой России», т.е. деньги налогоплательщиков напрямую выделяются одной из партий.

Бюджетный процесс в Санкт-Петербурге продолжает оставаться непрозрачным и профессионально неудовлетворительным, что в нынешних условиях неприемлемо. 

Учитывая серьезные и принципиальные недостатки проекта закона Санкт-Петербурга «О бюджете Санкт-Петербурга на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», фракция «ЯБЛОКО» не поддерживает принятие проекта закона Санкт-Петербурга «О бюджете Санкт-Петербурга на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» во втором чтении.

Руководитель фракции «ЯБЛОКО»

Г. А. Явлинский


[1] Из Постановления Президиума Верховного Суда РФ от 4 марта 1998 года «Формирование резервных фондов как составной части бюджетов должно производиться в соответствии с правилами, установленными федеральным законодательством для формирования государственных бюджетов»

Вконтакте: