О корректировке бюджета Санкт-Петербурга на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов

25.04.2012

Тщательный анализ документов, связанных с проектом закона «О внесении изменений и дополнения в Закон Санкт-Петербурга «О бюджете Санкт-Петербурга на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» показал следующее.

Необходимость ежегодного внесения изменений в бюджет текущего года за счет неудовлетворительного исполнения бюджета прошлого года свидетельствует о системных пороках бюджетного процесса (как в части планирования, так и расходования бюджетных ассигнований), противоречит логике и здравому смыслу, не соответствует духу Бюджетного кодекса РФ, сложившимся российским практикам, не отвечает современным вызовам.

Правительство предлагает увеличить расходы 2012 года на том основании, что средства, выделенные на 2011 год, израсходованы не были.  Такая же ситуация наблюдалась и в прошлом году, когда расходы 2011 года были увеличены за счет неполного исполнения расходных обязательств 2010 года. Подобная практика стимулирует правительство к неисполнению утвержденного бюджета, к неэффективному, бесконтрольному и безответственному расходованию средств. Бюджет 2010 года был исполнен на 93%, исполнение бюджета 2011 года – 91% (по оценке председателя Комитета финансов, «было отвратительным, самым безобразным за последнее время»), текущего года – еще хуже (по той же оценке).

Контрольно-счетная палата регулярно указывает на «недостаточное качество бюджетного планирования и организации исполнения принятых расходных обязательств». Нормальная логика предполагает, что следует, во-первых, разобраться с причинами неудовлетворительного исполнения бюджета, во-вторых, устранить их и лишь после этого, в-третьих, если это будет признано необходимым, принимать дополнительные расходные обязательства. Между тем сложившаяся в Петербурге практика состоит в том, что сначала принимается корректировка к бюджету текущего года, и хотя она вызвана ненадлежащим исполнением бюджетного процесса в прошлом году, причины этого анализируется потом. «Устранения» же не происходит вовсе.

Например, в ходе корректировки предлагается «увеличить» расходы на здравоохранение на 2 млрд. руб. Но в 2011 году Комитет по здравоохранению как раз эти 2 млрд. руб. и недоосвоил. Без преодоления сложившейся порочной практики нет никаких гарантий, что подобные «увеличенные» расходные обязательства будут исполнены теперь уже в этом году.

Форма представления информации о корректировке крайне затрудняет парламентский контроль (ст. 265 Бюджетного кодекса РФ), не соответствует принципу прозрачности (открытости – ст. 36 БК РФ) и не удовлетворяет потребности в доступной информации о бюджете, тем самым усугубляя недоверие между властью и обществом.

Так, хотя требование закона о представлении информации в электронном виде формально и выполнено, но документы приводятся в формате pdf, т.е. по сути в виде фотографии. Такой формат, как известно, позволяет лишь распечатать документ, провести его анализ с использованием программных средств невозможно. Более того, файлы дополнительно защищены паролем от конвертирования, а многие слова разбиты на несколько частей (напр., слово «ветеран» пишется как «вет еран», «депутат» – как «депут ат», «капитальный» – «к апит альный» etc. Это не заметно при просмотре или печати документа, но при копировании текста пробелы становятся видимыми – см.  Приложение.) Таков известный прием, распространенный, напр., среди чиновников, организующих госзакупки (выявлен ФАС при проверке размещения госзаказов еще в 2009 г.). Он применяется для того, чтобы существенно затруднить поиск в документе. В «откорректированной» ведомственной структуре расходов 2012 года «разбивки» встречаются в среднем чуть ли не по 100 (!) раз на странице.

Сводный перечень изменений ведомственной структуры расходов – основной документ, в котором перечислены направления расходования средств, в электронном виде не представлен вообще. Между тем именно и только этот документ интересен общественности для понимания и толкования корректировки.

С учетом изложенного фракция «ЯБЛОКО» считает, что прежде чем вносить изменения в бюджет текущего года, следует заслушать отчет правительства о причинах все ухудшающегося исполнения бюджета, разработать меры, которые обеспечат преодоление этой негативной тенденции, убедиться в их эффективности, и лишь после этого увеличивать бюджетные ассигнования.

Информация о принятых мерах и предлагаемых изменениях бюджета должна быть доступна для широкого общественного обсуждения и представлена в таком виде, который позволяет осуществлять всесторонний ее анализ (включая размещение всей информации в Интернете).

В нынешних же условиях фракция «ЯБЛОКО» поддержать проект закона «О внесении изменений и дополнения в Закон Санкт-Петербурга «О бюджете Санкт-Петербурга на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» не может.

Руководитель фракции «Яблоко»

Г.А. Явлинский

Вконтакте: