Жилищно-коммунальное хозяйство
Одна из самых актуальных, насущных проблем в Санкт-Петербурге (как и во всей России) – жилищно-коммунальное хозяйство и энергетический комплекс.
Все жители города переплачивают за тепловую энергию. В некоторых домах размер платы за услугу по отоплению завышен в 2-3 раза. Постоянно фиксируются так называемые «перетопы».
Из городского бюджета ежегодно расходуется почти 20 миллиардов рублей без достижения внятных результатов. Теплоснабжающие организации получают субсидии, также финансируются адресные инвестиционные программы, а аварий в сетях все больше. Если ничего не изменить, то через несколько лет проблема теплоснабжения превратится в чрезвычайную ситуацию с массовым отключением жилых домов на длительные периоды. Производство тепловой энергии, её доставка по тепловым сетям и потребление в домах – это технологически связанные процессы. Отдельно выполнять капитальный ремонт в домах бессмысленно, а иногда и просто вредно. Таким образом, бюджетные субсидии на капитальный ремонт и средства собственников также расходуются крайне неэффективно.
Что обещало «ЯБЛОКО»: ограничение роста тарифов и «прозрачность» городских коммунальных и транспортных монополистов, проведение капитального ремонта в домах, где его никогда не проводили.
ЧТО СДЕЛАНО:
∙ Григорий Явлинский разработал предложения по кардинальному совершенствованию рынков тепловой и электрической энергии, применению энергоэффективных технологий. Кроме того, он предлагает принять комплексную программу модернизации системы теплоснабжения и капитального ремонта. В итоге это позволит снизить конечную стоимость тепла для потребителей.
«Очень важно обратить внимание на региональную энергоэффективность системы теплоснабжения. Проблема заключается в том, что город планирует сохранить выработку до 50% тепловой энергии в устаревших котельных. Во всем мире централизованное теплоснабжение имеет смысл только в режиме комбинированной выработки тепловой и электрической энергии. Коэффициент использования топлива в современных ТЭЦ может достигать 88%. Санкт-Петербургские предприятия обладают достаточным научно-техническим и производственным потенциалом для создания самых современных образцов оборудования. Существует возможность сократить потребление газа в регионе минимум на 30%, существенно улучшить экологическую ситуацию и снизить тарифы. Срок окупаемости таких проектов составит от 4 до 8 лет. Но возможность использования современного оборудования даже не рассмотрена в утвержденной схеме теплоснабжения. Во многих российских городах (Красноярск, Екатеринбург, Архангельск и др.) ситуация со схемами теплоснабжения не идеальная, но существенно лучше. Там можно увидеть перспективу». — Комментарий Григория Явлинского для издания «Общественный контроль», 25.05.2015
∙ В результате переписки Григория Явлинского с вице-губернатором Игорем Албиным последний отдал распоряжение о синхронизации капитального ремонта жилых домов и теплосетей. Но основная работа все еще впереди. Зато в случае реализации этой программы «ЯБЛОКА» можно будет отменить все взносы на капремонт – таков будет размер экономии!
∙ Григорий Явлинский последовательно направлял разработанные для Петербурга предложения на рассмотрение президенту Владимиру Путину, премьеру Дмитрию Медведеву, вице-премьеру Аркадию Дворковичу, министру энергетики Александру Новаку, губернатору Санкт-Петербурга Георгию Полтавченко. Но в ответ получил лишь отписки от чиновников. Видимо, их не интересует то, что реальная ситуация в Петербурге приближается к критической. Явлинский продолжает активную работу по продвижению своих предложений, разработанных в интересах петербуржцев.
∙ Публично предложения Григория Явлинского в сфере энергосбережения были представлены на XIV Петербургском международном энергетическом форуме в 2014 году, а также год спустя, на III Российском международном энергетическом форуме.
∙ Григорий Явлинский неоднократно обращался к губернатору Георгию Полтавченко и управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, требуя создания реальной конкуренции в системе управления жилищных фондом, где сегодня большинство управляющих организаций принадлежат администрации города с использованием «серых», незаконных схем. Конкуренции нет, а эффективные городские ТСЖ и ЖСК находятся под сильным давлением городских властей.
∙ Осенью 2015 года ЗакСом были приняты поправки «ЯБЛОКА» в Жилищный кодекс, которые обязывают управляющие компании публиковать полную информацию об ответственных сотрудниках для жильцов многоквартирного дома. Теперь жилкомсервисам будет сложнее класть себе в карманы зарплату оформленных «липовых» сотрудников, вместо которых за гроши работают никак не оформленные гастарбайтеры.
∙ В 2012 году по инициативе Григория Явлинского было принято постановление Законодательного Собрания, рекомендующее Госдуме отклонить проект изменений в Жилищный кодекс, вводящие плату за капитальный ремонт, собираемую с граждан, и отменяющие обязанность государства капитально ремонтировать те дома, где необходимость в капремонте возникла еще до приватизации квартир и ремонт так и не был проведен. Однако, закон был принят Государственной Думой и подписан президентом Владимиром Путиным.
∙ В 2013 году фракция «ЯБЛОКО» выступила против внесенного губернатором закона о плате за капремонт и внесла разработанный Григорием Явлинским альтернативный закон о капитальном ремонте в Санкт-Петербурге, но он был отклонен парламентским большинством.
∙ В 2014 году фракция «ЯБЛОКО» предложила поправки к закону о капитальном ремонте, предусматривающие, во-первых, расширение перечня работ, проводимых в рамках программы капремонта, а во-вторых – обязательные мероприятия по энергосбережению. Эти поправки вначале были поддержаны Законодательным Собранием, но затем отменены из-за «вето» губернатора Георгия Полтавченко.
∙ В 2016 году «яблочник» Борис Вишневский внес проект закона, предусматривающий, что капитальный ремонт тех домов, которые нуждались в нем до начала приватизации жилья, должен проводиться за счет бюджета Петербурга. Пока город не отремонтирует эти дома – жители освобождаются от платы за капремонт. Проект будет рассмотрен в июне 2016 года.
∙ В 2013 году «яблочники» Борис Вишневский и Александр Кобринский внесли проект законодательной инициативы – поправки в федеральные законы «О теплоснабжении», «О водоснабжении и водоотведении» и «Об электроэнергетике». Суть поправок – разрешить регионам самостоятельно регулировать порядок установления тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Это позволило бы ограничить необоснованный рост тарифов. Однако, предложение было отклонено парламентским большинством из фракций «Единая Россия» и ЛДПР.
∙ В 2013 году «яблочники» предложили, чтобы руководители всех государственных унитарных предприятий ежегодно отчитывались о доходах и имуществе – как и чиновники. Также они предложили поправку к закону, которой предлагалось передать Законодательному Собранию полномочия по согласованию инвестиционной программы «Водоканала» и контролю за расходованием этих средств. Поправка была отклонена парламентским большинством. Но предложение об отчетности руководителей городских ГУПов о доходах и имуществе было принято как законодательная инициатива в Госдуме, где его «успешно» отклонили.
Результат: руководители убыточных «ГУПов», по-прежнему, могут получать доходы, как директора крупных банков.
∙ В ноябре 2014 года «яблочники« предложили сократить бюджетные субсидии ГУП «Петербургский метрополитен», направив деньги на закупку столь недостающих городу трамваев, а также провести полный финансовый аудит городских предприятий – монополистов. Проведенный анализ показал, что метрополитен все меньше зарабатывает, и все больше просит у города. За 5 лет расходы метрополитена вдвое превысили инфляцию, субсидии из городского бюджета выросли в 11 раз, при этом плата за проезд возросла на 41%, а доходы метрополитена от рекламы и аренды почти не растут. Предложение о снижении субсидий было отклонено парламентским большинством. И тут же Контрольно-счетная палата обнародовала отчет о многомиллиардных нарушениях в метрополитене.
∙ В 2015 году фракция «ЯБЛОКО» внесла проект закона об обязательном аудите эффективности городских ГУПов, работающих в сферах общественного транспорта и коммунального хозяйства («Водоканал», «ТЭК», «Петербургский метрополитен», «Пассажиравтотранс», «Горэлектротранс») и проведением депутатских слушаний с обсуждением результатов аудита перед принятием решений об увеличении тарифов. Проект был отклонен парламентским большинством практически без аргументации.
∙ В 2016 году «ЯБЛОКО» внесло законодательную инициативу о принятии Федерального закона об обязательном обнародовании результатов деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий, чьи тарифы регулируются государством (чтобы граждане могли оценить финансовые результаты их деятельности). В апреле 2016 года Законодательное Собрание поддержало этот проект и направило его в Государственную Думу.
ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ ОТЧЕТА:
Долгосрочное развитие Санкт-Петербурга
Защита и сохранение исторического центра и памятников истории и культуры
Защита зеленых насаждений и противодействие «уплотнительной застройке»
Градостроительство, экология, транспорт
Защита социальных прав граждан
Защита политических и экономических прав граждан
Статистика обращений граждан к фракции (сводные данные)
Позиция «ЯБЛОКА» по ключевым вопросам в Законодательном Собрании